1 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации устанавливающее принципиально новый подход к процедуре государственной аккредитации образовательной деятельности.
Предметом государственной аккредитации более не является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам установленным аккредитационным показателям. Аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования разрабатывает Министерство науки и высшего образования России, а по основным образовательным программам начального, основного и среднего профессионального образования – Министерства просвещения России.
Эксперт кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, эксперт НАСДОБР Оксана Малахова акцентирует внимание на том, что каждый из утвержденных аккредитационных показателей имеет определенные пороговые значения и конвертируется в баллы. Для целей государственной аккредитации образовательной деятельности необходимо набрать не менее 90 баллов в сумме по всем показателям. А для целей осуществления аккредитационного мониторинга – 70 баллов. Наибольший экспертный интерес вызывает такой показатель как «Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной образовательной программе». Именно выполнение этого показателя может дать самый высокий балл – 75. При этом экспертиза качества оценочных средств организации не предусмотрена, как и возможность использования иных оценочных средств (например, одобренных экспертной организацией или профессиональным сообществом). По мнению Оксаны Малаховой это актуализирует значимость процедуры экспертизы оценочных средств организации с точки зрения их валидности, эффективности, объективности.