Энтомолог Николай Ильич Баранов прожил большую, полную не только трудов, но и тягот и испытаний жизнь.
После революции, в 1920 году, он уехал в Югославию, где продолжил начатую еще до революции в России научную работу по изучению мира насекомых.
Уроженец Орла
Родился будущий ученый в 1887 году в Орле в семье будущего директора гимназии и его супруги.
В 1906 году Коля окончил с золотой медалью Нижегородский дворянский институт им. Императора Александра II.
Затем продолжил образование на металлургическом факультете Санкт-Петербургского политехнического института.
В 1912 году Баранов окончил отделение естествознания физико-математического факультета Московского университета, а также двухгодичные специальные энтомологические курсы.
Молодой ученый специализировался на прикладной энтомологии (раздел зоологии, изучающий насекомых. – Прим. ред.), затем работал энтомологом на сельскохозяйственной станции в Курске.
Осенью 1919 года изза гражданской войны ученый переехал в Крым.
Эмиграция
Через год Николай Ильич эмигрировал из страны. Работал на сельскохозяйственной станции в Сербии, в Институте гигиены в Загребе.
До 1944 года Баранов является научным сотрудником кафедры Института паразитологии Загребского университета. Именно здесь он провел свои важнейшие энтомологические исследования.
За время работы Баранов собрал уникальную коллекцию насекомых. Однако большая часть этой коллекции была утеряна в годы Второй мировой войны. Сохранившаяся ее часть хранится в Канадской национальной коллекции насекомых и Музее естествознания в Лондоне.
За годы работы Николай Баранов опубликовал 150 научных работ по теории и практике энтомологии, в специальных журналах в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Загребе и в других городах. Он работал в Югославии до 1944 года. Баранов открыл свыше 200 новых типов двукрылых в Европе, Азии, Африке, Австралии.
Новые скитания
Разрыв с Родиной не помог ученому и его семье обезопасить себя от тягот и лишений. В новых скитаниях Николай Ильич с семьей, ко времени капитуляции Германии, попал в небольшое местечко на границе Чехии и Баварии. Здесь над беззащитным населением и беженцами вскоре стала бесчинствовать самозванно возникшая чешская тайная полиция, хотя территория эта официально считалась зоной, оккупированной американцами.
Американцы в конце концов вывезли беженцев из этого места и поместили в лагерь перемещенных лиц в Австрии. Международная организация по делам беженцев, занимающаяся лагерями перемещенных лиц, предложила жене Николая Ильича работу в госпитале в Пакистане, — чтобы выйти из лагерей, Барановы согласились, и их отправили в 1948 году в Пакистан.
Там положение оказалось худшим, чем в лагерях разоренной послевоенной Европы. Плохо было с жилищем и питанием, фанатикимусульмане преследовали их, как христиан.
Барановы обращались в разные организации, чтобы уехать из Пакистана, но это оказалось особенно трудным изза того, что переехав в Пакистан, они утратили статус перемещенных лиц, а поэтому и право на поселение в другие страны. Выехать можно было только по установленной квоте, заполненной на много лет вперед. Все эти мытарства тяжело отразились на моральном состоянии Николая Ильича.
Судьба коллекции
Удручала и невозможность сохранить коллекцию насекомых. В ответ на его просьбы, в начале 60х годов, к нему приезжала комиссия из Вашингтона и Оттавы и увезла половину коллекции, пообещав вывезти и Барановых. Но обещание не было сдержано, а куда попала вывезенная часть коллекции, установить не удалось.
В 1962 году Николай Ильич перенес тяжелую болезнь. Докторангличанин, видя его тяжелое состояние, в конце концов добился переезда ученого в Англию. Там, в небольшом городке, Николай Ильич остался оторван от семьи. Он потерял зрение, обессилел и не мог больше работать. С большим трудом удалось ему связаться с семьей, жившей в Лондоне, переехать к ним и уже в кругу семьи провести последние месяцы жизни.
Несмотря на тяжелую жизнь, Николай Баранов прожил 94 года и умер в Лондоне в 1981 году.
Марина САМАРИНА