Прозрачные, пронизанные светом акварели с любимыми уголками Мценска и его окрестностей, узнаваемые места Спасского-Лутовинова, яркие краски итальянского лета, графические листы с храмами, виды которых сохранились лишь на редких старинных открытках…
Сорок картин составили персональную выставку художникаграфика Виктора Плешкова «Мое вдохновение – Мценский край», открывшуюся в Орловском краеведческом музее. Это не первая выставка мценского художника в Орле, но она особенная, потому что приурочена к 870летнему юбилею его родного города. Мастер собрал избранные работы за последние 15 лет – полотна, раскрывающие красоту и величие малой родины.
Не скрывает, что всем лучшим в себе он обязан педагогам Орловского художественного училища и, прежде всего, известному художнику Николаю Рымшину, который не только преподавал уроки композиции, но и учил творческому видению, умению выбирать сюжет, выстраивать и «собирать» картину. Словом, учил мастерству, и Виктор Николаевич благодарен судьбе за право называть себя учеником этого талантливого художникапедагога и прекрасного человека.
Плешкова часто можно видеть с мольбертом на берегу Зуши или в окрестных рощах, где у него есть давно облюбованные уголки. Он желанный гость в Спасском, здесь написаны «Пруд Савиной», «Стожок», «Золотая осень». Признается, что любит неброскую красоту своего края в разные времена года, всякий раз находя в ней чтото новое, неизведанное, а потому просящееся на холст. Это может быть и крутой берег реки, и заросший родник, и ветка ивы над прудом, и неприметная лесная тропинка, и освещенная солнцем лесная поляна. На его полотнах природа представлена в разных состояниях: здесь и мягкая лирическая задушевность («Осенний вечер», «Святая Русь», «Березовая роща», «Попов пруд»), и таинственная настороженность, так мастерски переданная в картинах «Дорога к храму», «Распутица», «Родник».
А вот его работу в краеведческом музее Мценска мало кто видит. Здесь, в тишине архивов, художника привлекают раритетные чернобелые фотографии старых улиц и снесенных храмов. С нескрываемой печалью говорит, что некогда город украшали купола 16 церквей, ныне же благовестят только пять. Результатом его многолетней работы со старыми фотографиями и открытками стала большая серия графических листов, представляющих Мценск конца ХIХ – начала ХХ веков: Никольский собор, Балчуг, Пятницкая, Троицкая, СтароМосковская улицы, здание городской Думы… Многие работы стали украшением прежних выставок Плешкова, в том числе и коллективных. Часть их представлена в Орле.
Здесь же впервые выставлены и картины итальянской серии. Она несколько выбивается из рамок названия выставки, но дает более широкое представление о художнике, его интересах, цветовых и эстетических предпочтениях, стиле. В 2011 году художник побывал в этой средиземноморской стране и привез немало дивных сюжетов, в канву которых органично вписаны мосты Венеции, Неаполитанский залив, Помпеи, гондольеры, торс Аполлона Бельведерского… Всю серию он планирует выставить во Мценске, на своей зимней персональной выставке.
По давней традиции, каждый из художников или мастеров фотографического искусства, который выставляется в краеведческом музее, оставляет ему в дар одну из своих работ. Не стала исключением и выставка Виктора Плешкова: на церемонии открытия он подарил картину с видом мценской церкви Михаила Архангела.
Валентина Новошинская
Выставка будет работать до 20 сентября.