В конце апреля в «Свободном пространстве» состоялась премьера «Утиной охоты» (16+).
Заглядывая вглубь
Самую сложную и самую загадочную пьесу Александра Вампилова на сцене орловского театра поставила Виктория Печерникова. Созданные ею «Сон в летнюю ночь» (16+) и «Кармен. История Хосе» (16+) успели полюбиться зрителям настолько, что многие из них идут именно «на режиссера». Однако «Утиная охота» и для самой Виктории, и для задействованных в ней актеров стала совершенно особенной.
– По меркам того, да и нашего времени, Виктор Зилов ведет себя отвратительно. Он пьет, изменяет, говорит людям ужасные вещи, но при этом он, строго говоря, делает то же самое, что и миллионы других людей делали и продолжают делать сегодня, – говорит режиссер. – Вопрос в том, что в случае конкретно с этим героем все перечисленные пороки сосредоточены в одном человеке и именно поэтому они производят такое удручающее впечатление. В процессе анализа и осмысления пьесы я пришла к выводу, что окружение Зилова, все эти правильные и, казалось бы, положительные люди, при ближайшем рассмотрении оказываются, мягко говоря, ничуть не лучше его. Такого мнение придерживаются многие специалисты, и наверное, в этом и состоит актуальность Вампилова. Он очень четко дает нам понять, что Зилова, то, какой он есть, невозможно оправдать и объяснить средой, в которой он вращается.
Виктория Печерникова отмечает, что для нее, как и для артиста Валентина Тюрина, сыгравшего Зилова, работа над «Утиной охотой» стала настоящим погружением в бездну человеческую, полноценным проживанием трагедии душевной и духовной пустоты человека.
– Доподлинно известно, что пару лет до написания «Утиной охоты» Вампилов говорил о том, что хотел бы написать о «советском авантюристе», который, несмотря на все мерзости, которые он творит, оставался бы для своего окружения, да и для зрителя, симпатичнее многих «хороших людей», – продолжает Виктория. – При этом тот факт, что в конце истории Зилов так и не стреляется, сам же Вампилов объяснял коротко: «Пусть живет и мучается». Автор не дает ответа на неизбежно возникающий по ходу действия пьесы вопрос о том, можно ли выбраться из пучины, в которую погрузился Зилов, и я, как режиссер, не вижу его тоже. Полагаю, в его отсутствии и есть пища для размышлений. Быть может, ктото найдет ответ для себя лично.
«Свободным пространством» спектакль был анонсирован как «исследование опустошенной души человека, чья потребность вырваться из рутинного круга определенности толкает его на путь саморазрушения», и одним из сложнейших и интереснейших моментов в процессе его создания для Виктории Печерниковой стал выбор актера на главную роль.
– В самом начале я сильно сомневалась в том, что Валентин Тюрин – это Зилов, – делится режиссер. – Зная его как светлого и тонко чувствующего человека, я не была уверена, что все эта тьма будет для него органичной. Но в процессе репетиций, наблюдая за тем, как он впускает в себя этот мрак, проживает и осмысливает его, я убедилась в том, что выбор был сделан верно.
Зеркало реальности
Написанная Вампиловым в 1967 году, но практически не способная выдержать цензуру того времени, «Утиная охота» впервые была представлена на театральной сцене лишь в 1971 году. За прошедшие полвека в России, да и за ее пределами, появилось множество постановок этой пьесы.
«Утиная охота», поставленная Викторией Печерниковой, собрала полный зал не только в день премьеры, но и в несколько последующих показов, и произвела совершенно особое впечатление неповторимой авторской подачей.
Свет, декорации, костюмы, звучащие в спектакле хиты 1967 года, каждый из которых был подобран как «песня души» для отдельно взятого персонажа, – все это создало эффект того самого удивительного, многогранного погружения не просто в разворачивающуюся на сцене историю, но, кажется, в сам мир Виктора Зилова.
Глубокий, удерживающий даже хорошо знакомого с сюжетом зрителя в напряжении, спектакль, созданный в «Свободном пространстве», полон выразительных, в равной степени важных деталей. Поставленная Викторией Печерниковой «Утиная охота» стала настоящим зеркалом реальности, в которой живем все мы, возможностью взглянуть на многое со стороны, с безопасного расстояния, и быть может, понять и заметить нечто важное, пока для этого не стало слишком поздно.
Сам Валентин Тюрин, исполнитель роли Зилова, говорит, что сейчас, когда спектакль готов и с успехом идет в театре, он все больше задумывается над тем, кто же всетаки такой Виктор Зилов.
– Чем больше проходит времени, чем больше я погружаюсь в него, тем чаще задаюсь вопросом: каково было такому человеку в то время, в 1967 году, как ему жилось? Ведь он слишком сильно похож на многих из нас, на то, какие мы есть сегодня, – делится Валентин.
Анастасия Извекова