Результатом санкций, введенных «коллективным Западом» против России начиная с 2014 года и по настоящий момент, стала кардинальная перестройка кредитно-денежной политики отечественного Центрального Банка. К основным составляющим этой перестройки относят в первую очередь, последовательную диверсификацию золотовалютных резервов и дедолларизацию балансов банковского сектора. ЦБ наращивал резервы в золоте и юанях для создания достаточной подушки безопасности на случай нового геополитического кризиса. Одновременно поддерживался необходимый объем резервов в долларах и евро для осуществления внешней торговли. С конца 2013 по начало 2022 года доля доллара в резервах сократилась почти в четыре раза — с 42 до 11 %, доля золота выросла в 2,5 раза — с 8 до 22 %, а доля юаня — с 0 до 17 %.
Вторым важнейшим направлением перестройки кредитно-денежной политики является активное использование ее специальных инструментов для контроля за устойчивостью банковской системы. Для купирования панической ситуации на финансовом рынке в феврале 2022 года Банк России принял широкий комплекс мер: повышение ключевой ставки, капитальный контроль и контроль за движением капитала, приостановка организованных торгов на фондовом рынке, введение регуляторных послаблений для финансовых институтов, поддержка заемщиков банков, введение льготных программ кредитования.
Повышение ключевой ставки до 20 % позволило предотвратить риски финансовой стабильности, а также вернуть деньги населения в банковскую систему: ставки по депозитам резко выросли, и граждане, которые в конце февраля и в первые дни марта забирали наличные с депозитов, начали активно возвращать деньги в банки. Высокая ставка защитила, а не подорвала возможности банков по кредитованию в среднесрочной перспективе. Рост ключевой ставки также способствовал быстрому торможению скачка инфляции, который произошел в марте. Именно поэтому к настоящему времени ЦБ смог снизить ставку до 17%, а потом до 14 %.
Введение элементов капитального контроля после санкций в части заморозки золотовалютных резервов страны позволило оперативно управлять ситуацией с валютой на внутреннем рынке. Стабилизация валютного рынка альтернативным методом осуществляется путем ограничения возможности вывода валюты из страны: через лимиты на переводы за рубеж для валютных средств физическими лицами, комиссии при покупке валюты через брокеров, банки решали эту проблему через спреды курсов покупки-продажи, введено требование об обязательной продаже 80% валютной выручки экспортерами.
Приостановка организованных торгов на фондовом рынке позволила переформатировать его работу так, чтобы вернуть его к нормальному функционированию по мере стабилизации ситуации. 25 февраля 2022 года индекс Московской Биржи потерял 24% в один день. Банк России практически в ручном режиме управляет торгами, чтобы ограничить волатильность и охладить эмоции участников рынка.
Как считает профессор Среднерусского института управления- филиала РАНХиГС Людмила Проняева, несмотря на то, что санкционное давление на Россию нарастает, для всех стало очевидным, что банковская система страны крепко стоит на ногах и способна выдерживать удары. В 2021 году отечественные банки активно поддерживали быстрое восстановление экономики, расширяя кредитование. В результате они заработали существенную прибыль — 2,4 трлн рублей, которая в большей части была потрачена не на дивиденды, а пошла на увеличение капитала. И этот капитал сейчас также поддерживает кредитование. Купирование паники на банковском рынке, стабилизация ставки рефинансирования, позволили постепенно возвращать деньги граждан в банковскую систему. В первой декаде апреля вклады уже выросли на 1,6%. Можно сделать вывод, что банковская система страны выстояла и нее есть ресурс для поддержания экономики.