Власти в условиях санкций взяли курс на импортозамещение, и это приведет к существенным изменениям на товарном рынке нашей страны, которые, в свою очередь, затронут и сферу госзакупок. Технические задания на многие товары изменятся, как изменится и каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, используемый в госзакупках.
Скорее всего, будут существенно смягчены требования к нормированию закупок, дав заказчикам больше возможностей для закупки нужных товаров, работ и услуг. А вот требования, касающиеся национального режима, наоборот, очевидно станут жестче, ограничив возможность поставки иностранной продукции. Госдума приняла закон о социально-экономических мерах поддержки граждан и бизнеса, который, в числе прочего, предусматривает предоставление поставщикам по госконтрактам временных послаблений при их заключении и исполнении. Так, например, кабмин получил право устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Также, одним из наиболее значимых изменений стало предоставление медицинским организациям права до 31 декабря текущего года закупать у единственного поставщика лекарственные препараты, расходные материалы и медизделия, произведенные единственным производителем на территории РФ или других стран, не вводивших антироссийские санкции. Кроме того, отдельно была внесена норма, позволяющая медицинским организациям приобретать больше медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации для инвалидов по упрощенной схеме — через электронный запрос котировок.
По мнению эксперта кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ереминой Ирины, это позволит значительно сократить сроки закупок. При этом начальная цена контракта, при которой разрешается пользоваться упрощенной системой, повышается с 3 до 50 млн рублей, а годовой объем закупок медицинских изделий увеличивается со 100 до 750 млн рублей.
Норма о закупке у единственного поставщика ряда лекарственных препаратов также не вызывает никаких сомнений: даже в спокойное время проведение торгов на подобные закупки не всегда целесообразно. А вот норма о возможности проведения запросов котировок с увеличенной НМЦК на медоборудование, на мой взгляд, вряд ли существенно облегчит ситуацию в данной отрасли, так как и процедурно, и по срокам закупки запрос котировок не так сильно отличается от электронного аукциона.
Еще одно положение вышеописанного закона предусматривает, что по решению правительства РФ, властей субъектов или местной администрации возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон. Эту норму распространили на госконтракты, заключенные до 1 января 2023 года.
Рассматривая принятые правительством меры целостно, без отрыва друг от друга, можно сделать вывод, что проводимые изменения выглядят вполне адекватным ответом в сложившейся ситуации. Однако нельзя исключить вероятность того, что некоторые из них могут сказаться на экономике не лучшим образом: в случае недостаточного контроля за практикой их исполнения есть риск возрастания коррупции в сфере.
Эксперт отмечает, что средний запас прочности российских предприятий при условии прекращения вообще всех внешних закупок, составляет от 3 до 6 месяцев. За последние 8 лет большинство компаний успели разработать эффективные антикризисные планы, позволяющие заместить ключевые позиции и минимизировать возможность системных рисков, а также обеспечить непрерывность работы бизнеса. В данном случае нет и не может быть каких-то простых решений. В каких-то сферах «импортозамещение» действительно уже давно имеет место быть, что позволяет говорить о готовности их представителей к полному отказу от импорта. Однако в сферах, зависимых от поставок «подсканкционных» стран, таких, как поставка сложного медицинского оборудования, например, ситуация далека от простой.