8 июня день рождения отметила один из лучших преподавателей музыки в Орле Серафима Недосекина.
Педагог от Бога
Серафиме Ивановне исполнился 81 год, и более полувека она посвятила музыке. Юные и давно уже повзрослевшие, состоявшиеся в личностном и профессиональном плане ученики Серафимы Ивановны называют ее «настоящим феноменом», человеком, способным привить любовь к музыке и желание заниматься ею одним своим присутствием.
– Мне, конечно, очень лестно знать это, и вместе с тем удивительно, ведь я никогда не делала для этого ничего особенного, – делится Серафима Недосекина.
В 1972 году в Орле еще не было детской школы искусств им. Д.Б. Кабалевского, но уже открылась вечерняя школа общего музыкального образования №4, куда и пришла работать молодой педагог.
– Мне очень повезло, ведь, по сути, я начала заниматься музыкой совершенно случайно, – рассказывает Серафима Ивановна. – Моя школьная подруга училась в детской музыкальной школе им. В.С. Калинникова, и я поступила туда, как говорится, за компанию. Впрочем, очень быстро я поняла, что музыка – это понастоящему мое, и меня поддержали в этом решении сначала мои родители, потом и мой муж.
Получив начальное музыкальное образование, Серафима Недосекина окончила Орловское музыкальное училище, а вот с консерваторией уже не сложилось.
– На четвертом курсе я вышла замуж, у меня родился сын, стало не до консерватории, но сегодня ничуть об этом не жалею, – продолжает она. – Музыка очень многогранна, каждый находит нечто свое. Ктото обретает себя, например, играя в оркестре, а для меня таким «своим» стало преподавание.
За 50 лет работы в школе, носящей сегодня имя Дмитрия Кабалевского, Серафима Недосекина проводила более 40 выпускников, что весьма внушительно, учитывая, что срок получения начального музыкального образования составляет 7 лет.
– Ученики, конечно же, встречаются разные, и для себя за эти 50 лет я уяснила две очень важные вещи. Вопервых, я поняла, что, обучая других, я в первую очередь воспитываю себя, вовторых, осознала, насколько важно найти индивидуальный подход к каждому, говорит Серафима Ивановна. – Все мы люди, и в преподавателе во время занятия тоже может вспыхнуть раздражение. Очень важная часть воспитания себя заключается в том, чтобы не только сдержаться и ни в коем случае не выплеснуть его на ученика, но и в том, чтобы объяснить в первую очередь себе, как решить проблему конструктивно, как помочь и мотивировать человека, тем более ребенка. Поиск индивидуального подхода является логическим продолжением этой мысли, ведь для одного стимулом к занятиям, развитию станет строгость преподавателя, ему захочется доказать, что он способен на большее. При этом множество детей чувствуют себя окрыленными, исключительно когда их хвалят, даже если они делают чтото не так. Они стремятся подтвердить и улучшить этот результат. Тут нет общей формулы, я повторюсь: все очень индивидуально. Но работа педагога лично меня научила умению видеть в человеке, в ребенке личность с ее потребностями, особенностями и неповторимой глубиной.
Когда звучит душа
Разумеется, далеко не все ученики Серафимы Недосекиной стали профессиональными музыкантами. При этом педагог убеждена, что музыкальное образование положительно влияет на становление личности человека.
– В первую очередь, музыка – это труд, это упорство, умение приложить волю и заниматься, и эти качества навсегда остаются с человеком, – поясняет она. – Наравне с этим исполнение музыкального произведения, даже самой простой песенки, предполагает развитие у ребенка образного мышления, более чуткого восприятия, эмоционального погружения в то, что он делает. Я считаю, что неправильно заставлять маленького человека заниматься музыкой насильно, именно поэтому я забрала собственного сына из музыкальной школы после двух лет обучения и отвела в Дом пионеров. Сейчас он взрослый человек, но до сих пор ему интересно мастерить чтото своими руками, а не играть на музыкальных инструментах. Однако, даже если ребенок окончит музыкальную школу по настоянию родителей и никогда в жизни больше не сядет за инструмент, это все равно разовьет в нем восприятие прекрасного, способность замечать и делать чтото хорошее.
Сегодня Серафима Ивановна преподает в Орловской ДШИ им. Д.Б. Кабалевского дисциплину, которая называется «общее фортепиано». Иными словами, она обучает игре на этом музыкальном инструменте детей, получающих образование по другой специальности, юных скрипачей. Фортепиано – прекрасный инструмент, но Серафима Ивановна признается, что очень скучает по виолончели.
– Мне пришлось оставить виолончель пять лет назад, но большую часть своей карьеры, да, пожалуй, и всей своей жизни я провела с ней в руках, и для меня нет инструмента прекраснее. У виолончели так много оттенков и интонаций, она подобна голосу человека, звучанию человеческой души, – говорит она.
Серафима Недосекина признается, что не мыслит себя и свою жизнь без музыки и преподавательской работы. Она наслаждается самим процессом работы не в меньшей степени, чем ее результатом, и хочется пожелать, чтобы эта радость оставалась в жизни Серафимы Ивановны как можно дольше.
Анастасия Извекова