Биография народного артиста РСФСР Николая Степановича Белоусова, сыгравшего в орловском драматическом театре за 12 лет более 60 ролей, поистине легендарна: оборона Брестской крепости, плен, побег из лагеря и участие в штурме Берлина оставили неизгладимый след в его судьбе.
Брестская крепость
Он родился 21 июня 1918 г. в Астраханской губернии в многодетной семье. Позже семья переехала в Сталинград. Там Николай поступает в учительский институт и параллельно занимается в драматическом коллективе Дома культуры при заводе «Баррикады».
В 1939 г. Н.С. Белоусова призвали в армию. Летом 1941 г. его стрелковый полк находился на самой границе, в Брестской крепости. Все свободное время проводил Николай в клубе, он был руководителем полковой самодеятельности. За ним даже закрепилось прозвище «Колькаартист».
Субботний июньский вечер 21 июня ничем не отличался от других вечеров в крепости. Николай Белоусов вспоминал: «В ночь на 22 июня я спал в библиотеке. Первый же снаряд угодил в стену и входную дверь из библиотеки. Я вскочил, но вскоре был сбит взрывной волной, глаза залило кровью из рассеченной брови, меня отбросило в простенок. Я потерял сознание. Очнулся, когда уже стало светло. Со стороны полковой школы доносилась перестрелка. Стал выбираться из развалин. Увидел черный от копоти двор крепости и трупы. В районе штаба увидел наших бойцов. Стал пробираться к ним; по мне немцы ударили из костела, но я успел проскочить…».
Пять дней сражался Николай Белоусов вместе с товарищами на одном из участков обороны – в северозападной части цитадели.
С каждым часом бойцов становилось все меньше. Самым тяжелым было неведение: где наши, когда подойдет помощь. И командир приказывает троим бойцам, в их числе Николаю Белоусову, под покровом ночи переплыть реку Мухавец, перебраться к своим и доложить обстановку в крепости.
Плен и концлагерь
Переправа прошла благополучно, но на берегу их ждала вражеская засада. Н.С. Белоусова отправили в лагерь для военнопленных под БялаПодляска. Потом был другой лагерь, под Краковом. Вместе с другом они решаются на побег, им помогают поляки. Беглецы уже миновали Варшаву, когда по дороге в Белосток были схвачены полевой жандармерией и заключены в варшавскую тюрьму.
Условия были невыносимо тяжелые. Николая Белоусова спасало творчество: захлопывались двери барака или камеры, пленные оставались одни, обессиленные, они жадно внимали густому, выразительному белоусовскому голосу, читавшему Пушкина, Лермонтова, Маяковского.
Успешный побег
Летом 1944 г., когда пленных перевезли в тюрьму Вишич под Краковом, Белоусов решается на новый побег, на этот раз успешный. По дороге его ждало новое испытание — проверка документов, которых, конечно же, не было. В поисках выхода Николай выходит в тамбур — дверь заперта, только, засмотревшись в окно, стоит польский полицейский. Белоусов подошел к нему, встал рядом, и тоже стал глядеть в окно. Военный чин, выйдя в тамбур, увидел только две спины, двух приятелей и не стал их беспокоить…
И вот, наконец, тот мост, за которым наши бойцы.
«Я чтото ору и бегу к ним, к родным, к своим,— вспоминал Белоусов. – Они машут руками и тоже чтото кричат. Я не слышу, лечу как на крыльях. Обнялись. Спрашиваю: что кричали? Оказывается, кричали они: мост заминирован, назад! Но он не заминирован. Это, значит, я лично проверил, когда бежал».
С сентября 1944 г. Н.С. Белоусов в действующей армии. В Варшаву на этот раз пришел как освободитель. Участвовал в боях за взятие Шнайдемюля, Штеттина, Берлина. Закончил войну на Эльбе.
С фронта — на сцену
После демобилизации Н.С. Белоусов вернулся в Астрахань. Мечта о театре продолжала жить. Ему было 28 лет, поздновато было учиться, но он со свойственной ему устремленностью пошел к главному режиссеру театра, показался и был принят в труппу.
Николай играл в театре небольшие характерные роли, в свободное время занимался актерским мастерством в студии при театре. Семь лет проработал в Астрахани, потом — один сезон в Калуге, затем в 1954 г. переехал в Орел.
В орловском драмтеатре
В орловском театре актер служил с 1954 по 1967 год, одновременно являясь его директором.
Из множества сыгранных ролей самыми яркими стали: Дон Карлос в одноименной трагедии Шиллера, Петр в «Мещанах» М. Горького, матрос Рыбаков в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Сергей в «Иркутской истории» А. Арбузова. В 1965 г. на сцене орловского драматического театра была поставлена драма С.С. Смирнова «Люди, которых я видел». Главного героя, капитана Громова, сыграл Белоусов. С большим удовольствием играл Николай Степанович Василия Теркина в инсценировке одноименной поэмы А. Твардовского.
В то время Н.С. Белоусову были присвоены почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» и «Народный артист РСФСР».
В Туле
С 1967 г. судьба артиста была связана с Тульским театром драмы. Его творческий диапазон широк: от Макара Нагульнова в «Поднятой целине» М. Шолохова до старого кровельщика Чмутина в «Ретро» А. Галина, от комдива Гулевого в «Конармии» по И. Бабелю до князя Ивана Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого.
Николай Степанович занимался и концертной деятельностью. 24 ноября 1983 г. во время концерта в Тульской области он скоропостижно скончался в возрасте 65 лет.
Похоронен Н.С. Белоусов в Туле.
Роли артиста стали историей, как стала легендой сама жизнь Н.С. Белоусова, народного артиста России, защитника Брестской крепости, кавалера ордена Красной Звезды и четырех медалей — «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Марина САМАРИНА