1 июня орловцы отметили День защиты детей. Это праздник в честь маленьких, но для взрослых. Он — напоминание, кого и от чего нам стоит беречь.
Сегодня интересы детей представляет множество организаций и отдельных активистов. Самое яркое такое сообщество – Российский детский фонд. Его региональное отделение есть и на Орловщине. Один из руководителей «бюро добрых дел» для самых маленьких – Алексей Камзолов.
Алексей Викторович родом из соседней Брянской области. Рос в многодетной семье, прямо почеховски, — с тремя сестрами. Последняя на 14 лет младше. Семья переехала в Орел, когда Леше было шесть. Поселились на Прокуровке, на ул. Орловских партизан.
Мама и отец были простыми советскими рабочими: она работала на заводе УВМ, он был инженером. Многодетную семью государство, как и полагается, обеспечило трехкомнатной квартирой. Из роскоши на этом все. Жили Камзоловы, как и многие, порядочно, опрятно и честно, но не в сильном достатке. Глядя на товарищей, которые были в семье единственными детьми и которым была незнакома дележка конфет, когда родители приносили каждому по три, Леша мечтал, попростому, подетски наивно и без прекрас, — вырасти и заработать денег. Не только для себя, но и для мамы, папы, сестер… Пообещал не оставить тех, кому нужна его помощь, ни о ком не забыть. Мечта это, обещание или цель, но в жизнь задуманное во многом воплотилось.
Сегодня воспоминания детских лет затуманила дымка рабочих и собственных родительских хлопот — у Алексея Камзолова двое детей: сын 17ти лет и дочка 10ти. Но самый яркий эпизод из беззаботного малолетства в памяти остался.
Все лето он с сестрами проводил у бабушки и дедушки на Брянщине. Однажды, приехав на каникулы, семилетний Леша не поверил своим глазам: дед его встречал с подарком за пределом мечтаний — с велосипедом «Орленок» зеленого цвета. Это был подарок лично любимому внуку. Даже сейчас, при воспоминании ощущения того момента, по телу счастливого тогда обладателя «стального коня» бегут мурашки. Конечно, деваться маме и папе было некуда: они пытались компенсировать сестрам этот сюрприз. Позже велосипеды появились у каждой.
Кстати, дедушка Алексея Викторовича и ныне живет и здравствует в Карачеве. В следующем году старейшина семейства отметит 90летие. С ним у любимого внука особая связь и самые теплые отношения. Его и Алексеем назвали в честь деда.
На что родители всегда изыскивали силы и средства, так это на образование и всестороннее развитие своих малышей.
Алексей Камзолов всю жизнь занимался спортом. Он еще помнит тот орловский клуб «Атлант», что был обустроен в подвале на ул. Московской. А позже, когда появился долгожданный комплекс, юноша даже принимал участие в организации мероприятий.
И спорт — не единственное его увлечение. Алексей окончил Детскую музыкальную школу им С.С. Прокофьева по классам «балалайка» и «аккордеон». Правда, все детство мечтал играть на гитаре. Но такой «дворовой» специальности в учебном заведении не было. Потому шестиструнную парень осваивал самостоятельно.
Квартира Камзоловых напоминала репетиционный зал сводного оркестра. Одна из сестер занималась на скрипке, другая — на аккордеоне. Час в день дети обязательно музицировали. И как бы ни хотелось бросить эти ноты и сольфеджио, все успешно закончили свои музыкальные специальности. А в этом уже заслуга родителей, которые не давали улетучиться детскому пылу: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж».
С профессией Алексей быстро определился. Один из братьев мамы был стоматологом. Когда племянник увидел плюсы этой работы, особенно, чего уж там, сторону материальную, хотел пойти по его стопам. Но хотеть не вредно: денег в семье на все фантазии, даже такие серьезные, не было. А потому парень выбрал специальность по карману и поступил в Орловский коммерческий институт на «бухгалтерию и аудит». И поначалу даже работал по ней. Но потом занялся бизнесом – и дело пошло в гору.
С этого года Алексей Камзолов является зампредседателя регионального отделения Российского детского фонда, однако связан он с организацией значительно дольше.
Так вышло, что Алексей Викторович лично сталкивался с проблемой приобретения некоторых специфических детских лекарств. А позже узнал, что подобные трудности не только у него — более 300 детей с той же проблемой стоят в очереди за качественной жизнью. Именно это побудило стать ближе к Фонду. Тогда он и познакомился с его председателем Ириной Викторовной Пашковой и стал помогать, чем может. Как и пообещал сам себе в детстве.
Совместно с Фондом Алексей Камзолов уже прошел огонь и воду: множество благотворительных проектов, акций, мероприятий… Но особенно востребована организация сегодня.
Сейчас деятельность Российского детского фонда связана с помощью беженцам, разместившимся на ПВРах Орловщины. Начиная со сбора необходимых бытовых вещей, заканчивая покупкой билета на Родину, — руководители организации полностью курируют жизнь вынужденных гостей, всячески облегчая эту их ношу. Посещают беженцев лично.Часто начальники пунктов временного размещения обращаются к Камзолову и Пашковой напрямую, потому что нужно ВСЕ.
Конечно, особенные потребности у сбежавших от войны на материнских руках малюток. Например, те же самые гипоаллергенные смеси в комплексную помощь не входят, а потому запросы приходится удовлетворять адресно. И это руководителям Фонда делать удается. Хотя, признается Алексей Камзолов, всегда хочется объять необъятное, а от такой невозможности иногда становится досадно. Но самое главное, помощь видна адресатам.
Приезжая на ПВР, Алексей Викторович попадает в плотное кольцо местных ребятишек. Оно не размыкается, даже когда малыши уже получили привезенные подарки и, по идее, должны быть увлечены ими. Они не упускают возможности посидеть у «дяди Леши» на коленках, покидать с ним мячик или просто подойти и подержать за руку.
Так, кстати, у Алексея Камзолова на одном из пунктов появился полуторагодовалый друг Егор. Малыш приехал с мамой из Луганска. Его отец, как и все мужчины, остался оборонять братскую республику. Егорушку с соской и в синем пуховичке Алексею Викторовичу на руки подоброму подсунула мама: «Подержите, вы же вон сколько всего привезли!» С тех пор малыш с рук «дяди Леши» не слазил.
Алексей Викторович подметил, что «военные» дети отличаются от сверстников. Беззаботности их лица не выражают. Они так же задумчивы, так же непоказательно встревожены, как и их мамы. Они так же не знают, когда увидят своих отцов. И увидят ли…
«Война. Это то, что не должен видеть и знать ни один ребенок!» – с ненавистью произнося гадкое слово, отмечает Алексей Камзолов. И сразу вспоминает своего деда Лешу, которого восьмилетним немцы гнали в Германию с остальными брянскими ребятами. Пленных у фашистов отбили в Гомеле. Но этого пути было достаточно, чтобы рассмотреть проклятую войну. От рассказов дедушки о тех днях бросает в дрожь. Его папа (прадед) — без вести пропавший. Голод. Постоянные бомбардировки…
«Самое яркое воспоминание деда, когда они заходят в церковь, а там убитыми русскими солдатами устелен пол… Понимаете, мое — про велосипед «Орленок», а его… про это, – немного стыдясь, говорит Алексей Камзолов. – Войны рушат города и рушат семьи. А у ребенка должны быть мама и папа. Это обязательно, это первично!»
События на Украине, по мнению Алексея Викторовича, — это плод воспитания детей в ненависти, враждебности к «соседу». Сложно представить, во что бы они вылились без участия Президента России и задачи провести специальную военную операцию.
Патриотизм с малых лет — это профилактика от неонацистских настроений. Это сплоченность, ответственность за все то, «с чего начинается Родина», это любовь и взаимовыручка, это подвиги, это мир.
«Я рад, что наша молодежь сегодня — патриоты. Недавно в школе №11 мы устанавливали флагшток и водружали наш триколор под гимн. Дети из многих классов в момент торжественного поднятия выбежали на ступеньки и замерли. Не перешептываясь, простояли до конца и ушли на уроки. Они знают цену этой символике и знают бесценность любви к Родине. С таким поколением нас ждет хорошее будущее, я уверен. А мы всегда будем поддерживать молодежь!» – говорит Алексей Камзолов.