В мае 2022 года исполнилось 195 лет с момента открытия Орловской духовной семинарии. Известно, что в дореволюционной России духовные семинарии наряду с духовными училищами, духовными академиями и духовными институтами были одним из элементов системы духовных образовательных учреждений. Функционируя под патронажем Русской Православной Церкви, духовные образовательные учреждения, помимо непосредственной задачи – обучения и подготовки священнослужителей, позволяли получать достаточно качественное образование, например, в духовных семинариях содержание учебных предметов соответствовало содержанию полного курса классических гимназий. Хорошо известно, что многие духовные образовательные учреждения были кузницей кадров для светских университетов и гимназий. Данное обстоятельство не случайно, поскольку, например, в духовных семинариях, наряду со специальными дисциплинами, изучались физика, математика, логика, психология, а также начальный курс философии и иностранные языки.
Орловская духовная семинария изначально располагалась в г. Севск (ныне Брянская область) Орловской губернии и лишь 1827 году была переведена в Орёл. В Орловской духовной семинарии обучались не только будущие священнослужители, но и учителя народных школ, будущие деятели науки, культуры, революционеры. Как указано в ряде источников, среди них наиболее известными являются: декабрист С.М. Семёнов, святитель Феофан Затворник, философ С.Н. Булгаков, исследователь Арктики В.А. Русанов, авиаконструктор Н.Н. Поликарпов и др.
Сама Орловская духовная семинария функционировала до 1918 года, после прекратила свое существование, а с 1916 года в бывшем здании семинарии находится Орловский железнодорожный техникум.
Как отмечает эксперт кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института – филиала РАНХиГС Виталий Лупандин, духовные образовательные учреждения, функционировавшие на территории России, во многом стали положительным мотивом развития всей системы российского образования. Известно, что, например, XIX век – это период расширения территории России, увеличения её населения, развития промышленности и торговли с зарубежными странами. Следовательно, это необходимость в подготовленных специалистах, которых необходимо обучать и прежде всего, обучать грамоте, чтобы позволить им получать хорошее образование и проявить себя на службе Родине. На наш взгляд, духовные образовательные учреждения с этой задачей справлялись и в настоящее время, возможно, актуализируется необходимость научного исследования их существования, функционирования и взаимодействия со светскими образовательными учреждениями. Опыт Орловской духовной семинарии в этом отношении не должен быть исключением и заслуживает пристального научного внимания.