15 марта Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что «пришло время России выйти из Болонского образовательного процесса. Данная система принесла стране больше вреда, чем пользы». Затем на различных площадках последовала довольно продолжительная экспертная дискуссия о положительных и отрицательных изменениях в системе российского образования, которые стали результатом ратификации Болонской декларации.
Напомним, что Болонским процессом принято называть выстраивание системы национального образования, ориентированного на обеспечение сопоставимости стандартов и квалификаций высшего образования. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу и началось постепенное сближение национальной системы образования и европейской. Её результатом стало формирование двухуровневого образования: постепенно большинство образовательных программ стали реализовываться как программы бакалавриата и программы магистратуры.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Оксаны Малаховой, стоит отметить важность стратегического решения, связанного с продолжением реализации ряда образовательных программ в рамках специалитета. Это коснулось в основном программ, ориентированных на подготовку кадров для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, информационной безопасности, ядерной энергетики и технологий, медицины и ряда творческих групп специальностей. В настоящее время в российских вузах реализуется образовательный процесс по 94 специальностям высшего образования.
Самым большим опасением сторонников болонского процесса является несопоставимость уровней образования и сложность у иностранных работодателей в понимании места специалитета в системе международной рамки квалификаций. Однако, этот аргумент является в некоторой мере лукавством. По мнению Оксаны Малаховой, именно на технических и медицинских специальностях готовятся кадры, которые традиционно востребованы за рубежом и именно на эти программы ежегодно осуществляется самый большой прием иностранных граждан. Востребованность образования и выпускников традиционной для России программы специалитета не создаёт трудностей для их взаимного признания и нострификации за рубежом.