Отечественная экономика за постсоветский период плотно интегрировалось в мировое хозяйство, поэтому жесточайшие санкции, инициированные коллективным западом против России, вызывают необходимость трансформации системы международной торговли нашей страны с дружественными и нейтральными странами, использования валют, вызывающих доверие у зарубежных партнеров, или формирования наднациональных денежных единиц в рамках экономических блоков (ЕАЗЭС, БРИКС и т.д.).
Эту проблему в конце апреля обсудили участники дискуссии в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Они отметили, что оптимизация работы с зарубежными контрагентами заключается не только в формировании новых логистических цепочек для поставок товаров и услуг, но и в поиске решений по снижению негативных последствий финансовых ограничений, которые в рамках санкций были наложены на субъектов российского бизнеса, банковского и страхового сектора, собственников крупнейших бизнес структур. Угрозы распространения антироссийских санкций на зарубежных партнеров являются основной причиной сворачивания международного сотрудничества со стороны дружественных и нейтральных стран.
Для преодоления финансовых ограничений в международных операциях крупнейшие представители отечественного бизнеса считают перспективным постепенное увеличение международного товарооборота в криптовалютах. Однако российская нормативно-правовая база для этого до настоящего времени не подготовлена. А Центральный банк предлагает запретить обращение криптовалют на внутреннем рынке.
Другой путь поддержки внешнеторговой деятельности представители РСПП видят в развитии небанковских кредитных организаций и региональных банков, которые не попали под антироссийские санкции. Если они смогут открывать корреспондентские счета в иностранных банках, их услугами могут воспользоваться бизнес структуры, которые не находятся под ограничениями, но пока обслуживаются в подсанкционных банках (Сбер, ВТБ, Россия и т.д.).
Особое внимание в дискуссии уделили Системе передачи финансовых сообщений (СПФС), которую Россия запустила в 2014 году в качестве альтернативы SWIFT. В настоявшее время услугами СПФС пользуется более 330 участников из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении, Кубы и, очевидно, роль Системы в развитии внешнеторговой деятельности будет увеличиваться.
Профессор кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что российское предпринимательство адаптируется к перманентным изменениям в экономике и нормативно-правовой сфере. Уже сегодня для поддержания внешнеторговой деятельности начинают использоваться национальные валюты (рубли, юани), обсуждаются перспективы создания наднациональной валюты для товарооборота с дружественными и нейтральными странами, переориентируются экспорто-импортные потоки с ЕС на Китай, Индию, Ближний Восток. Можно ожидать, что в ближайшее время будут создаваться бизнес-структуры, которые станут узлами новых логистических цепочек в трансграничном товарообороте. Это поможет обходить нефинансовые ограничения в международной торговле России с другими странами.