В свой девиз «Живи, пока живется» он вкладывает, прежде всего, качественные категории. Вопрос «сколько?» важен для него не суммой лет, а объемом сделанного.
Персональная выставка заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора педагогических наук, профессора кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета ОГУ, члена Союза художников России Анатолия Хворостова, которая по случаю его 75-летия на прошлой неделе открылась в областном выставочном зале, – яркая иллюстрация этого девиза. Многогранность дарований и работоспособность автора поражают даже профессионалов.
Учу тому, что сам умею
Прежде всего, Анатолий Семенович педагог. Без малого полвека принимает участие в подготовке учительских кадров для российских школ и системы дополнительного образования. А начинал на кафедре худграфа Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, который в 1962 году окончил с отличием по специальности «Рисование, черчение и труд». После аспирантуры и защиты диплома молодого ученого пригласили возглавить только что созданную кафедру декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского пединститута. На Кавказ он приехал уже семейным человеком – с женой-коллегой Светланой Дмитриевной и первенцем Михаилом. Их хорошо приняли, чуть ли не на вокзале вручили ключи от квартиры, предоставили молодым педагогам большую творческую свободу, которой Хворостовы воспользовались сполна. К традиционным дисциплинам худграфа они добавили несколько новых прикладных техник, и, прежде всего, работу с деревом.
– В городе была мебельная фабрика, отходы которой становились под руками наших студентов настоящими произведениями искусства, – вспоминает Хворостов. – В первых выставках факультета участвовали и мы со Светланой Дмитриевной, представляя разнообразные декоративные панно и подносы в технике инкрустации, деревянной мозаики-маркетри и рельефной резьбы. Не одно десятилетие они служили нам наглядными пособиями для обучения новых поколений студентов худграфа, потому что я учу только тому, что сам умею хорошо делать.
Во главе кафедры
В 1972 году Хворостова ввели в состав ученого совета по художественно-графическим дисциплинам Министерства образования РСФСР и в комиссию по аттестации вузов. В Орле, куда он приехал как член этой комиссии, его уже знали, по его пособиям преподавали, и Андрей Ильич Курнаков предложил коллеге с ученой степенью возглавить на худграфе кафедру черчения и труда. Так в 1974 году Хворостовы оказались в Орле и с тех пор считают этот город своим.
На выставке представлены несколько десятков научных трудов Анатолия Хворостова, посвященных технике и методике таких декоративно-прикладных видов работ, как резьба по дереву, кости и камню, инкрустация и маркетри, эмаль и скань. Все это – зримые плоды 40-летней педагогической и методической деятельности Анатолия Семеновича на кафедре черчения и труда худграфа ОГУ. Рядом с учебниками и пособиями, написанными также в соавторстве с сыном-коллегой, доктором педагогических наук Дмитрием Хворостовым, – три прекрасно изданных книги и более двух десятков журнальных статей, посвященных 175-летию Григория Мясоедова, любимого художника Анатолия Хворостова.
Воздать должное
Тема Мясоедова – особая в жизни и творчестве Анатолия Семеновича. Коренной москвич, мальчишка с Таганки, он с ранних лет свободно ориентировался в залах Третьяковской галереи, мог часами «зависать» перед картинами художников-передвижников, фамилии и сюжеты картин которых перечислял-пересказывал так же уверенно, как одноклассники таблицу умножения.
Освоившись в нашем городе, был удивлен тому, что орловцы, так бережно хранящие память о земляках-литераторах, почти исключили из своего культурного наследия Григория Мясоедова, уроженца села Паньково нынешнего Новодеревеньковского района, одного из самых известных выпускников Орловской мужской гимназии.
– Знаете, даже обидно стало: выдающийся художник второй половины ХIХ века, инициатор, талантливый организатор и на протяжении 40 лет бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок – и такое забвение на родине, – рассказывает Анатолий Семенович. – На мой взгляд, в живописи он фигура не меньшего ранга, чем орловские классики в литературе. Несправедливо получается.
И с присущей ему основательностью Хворостов занялся изучением жизни и творчества Мясоедова, со временем став одним из самых авторитетных его биографов. Параллельно хлопотал об увековечении памяти художника на малой родине. В результате один из выпускников худграфа в качестве дипломной работы выполнил бюст Мясоедова, установленный во дворе школы села Паньково, а в начале 2015 года имя Г.Г. Мясоедова было присвоено Орловскому художественному училищу.
Все остается людям
Вернее, двум сыновьям-художникам, внучке – будущему дизайнеру и многочисленным студентам, ради кого и для кого Анатолий Семенович творит – пишет научные статьи и книги, живописные полотна и графические листы, вырезает деревянные ажуры, выкладывает сюжеты мозаик. Все это разнообразие и великолепие представлено на выставке, и на ее торжественном открытии даже хорошо знающие Хворостова коллеги не сумели скрыть изумления.
– Анатолий Семенович – ключевая фигура в нашей культуре, – говорит академик Российской академии образования Станислав Ломов. – Он один из авторов системы подготовки учителей изобразительного искусства и трудов. Благодаря Хворостову эпицентр этой системы много лет находится в Орле, Москва и регионы активно пользуются опытом, который нарабатывается на худграфе ОГУ. Здесь всегда не только готовились прекрасные кадры, но формировались и основы программы эстетического воспитания российских школьников.
Сам художник считает, что пока ему самому интересно учиться, пока способен удивляться и удивлять, он имеет право входить в аудиторию, говорить с молодыми, передавать им свой опыт. Выставка и мнения профессионалов свидетельствуют: это право у педагога, ученого и художника Анатолия Хворостова ограничений во времени не имеет.
Валентина Новошинская
Фото автора