Отечественная система быстрых платежей (далее – СБП) все больше и больше завоевывает пользовательский интерес. К началу 2022 года в СБП насчитывалось более 16 млн. уникальных пользователей (физических и юридических лиц), а банков участников – более 200 штук. Система получилась простой в использовании и очень трансформируемой как к внутренним, так и к внешним экономическим и политическим изменениям различного рода.
После отключения российских банков от сервисов бесконтактной оплаты ApplePay и GooglePay многие отечественные банки «судорожно» начали искать возможности замены данных сервисов отечественными аналогами. Наличие в российском сегменте рынка национальной системы платежных карт МИР (далее – НСПК, МИР) дало возможность банкам быстро нарастить выпуск как пластиковых, так и виртуальных карт МИР для использования их в отечественной системе бесконтактной оплаты MirPay.
В свою очередь СБП стало реализовывать возможность оплаты товаров (работ, услуг) по QR-коду через банковские приложения пользователей. И если ранее это можно было встреть в основном в интрнет-магазинах, то сейчас все чаще – в обыкновенных магазинах и супермаркетах.
Таким образом, мобильность платежей, к которой уже привыкли пользователи сервисов бесконтактной оплаты в принципе никуда не делась – она просто трансформировалась из зарубежных в отечественные аналоги.
В свою очередь, появление в отечественных СМИ заявлений о прекращении Тайванем поставок в Россию чипов, которые используются в производстве пластиковых карт и о не возможности зеленоградским заводом «Микрон» нарастить объемы производства подобной продукции, на наш взгляд только подстегнет выпуск виртуальных карт, а не «физического пластика». Да, конечно, для определенной группы населения (таких как пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и т.д.) – «физический пластик» необходим, но доля виртуальных пластиковых карт неукоснительно будет расти, а значит и мобильность платежей.
Как считает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Орлова Светлана Анатольевна, западные санкции сегодня уже не нанесут отечественной банковской системе большого урона, а наоборот заставят отечественных программистов и других работников IT-отрасли работать более продуктивно, развивая все более новые и продвинутые системы электронных платежей, электронной наличности, так как банковские продукты сегодня все больше и больше уходят в «цифру». Вместе с тем, развитие совместных кобрэндинговых и кобейдженговых цифровых банковских продуктов со странами Востока и Китая (например карта МИР+UnionPay) дает развитию отечественной системе мобильных платежей дополнительный вектор развития в сторону все большей интеграции в цифровую экономику как нашей страны, так и дружественных нам стран.