С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступят в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они коснутся начального и среднего звеньев – учеников 1–9-ых классов. Что на практике изменится для школьников, их родителей и учителей, разъяснил начальник управления образования, физической культуры и спорта администрации Орла Сергей Шаров.
Важно понимать, что образование попрежнему будет основываться на трех «китах»: метапредметности, практическом приложении получаемых знаний и современных методах обучения.
А для учителя главным остается стимулирование учеников к получению новых знаний и создание максимально комфортных для этого условий.
Новые стандарты коснутся преимущественно теоретической части педагогической работы, подчеркнул Сергей Шаров. Например, разграничиваются понятия «учебный модуль», «учебный курс» и «учебный предмет», детализируются требования к результатам освоения основной образовательной программы, законодательно закрепляется возможность разработки учебных планов для углубленного изучения предметов.
– Чтобы включиться в новую работу, образовательным организациям потребуется пересмотреть учебный план, рабочие программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности, – уточнил начальник управления образования.
А каких изменений ждать школьникам?
– Новые образовательные стандарты дают возможность нашим детям получать самые актуальные и востребованные навыки и знания. В их числе – основы экономических знаний, – рассказал Сергей Шаров. – Поэтому, начиная с учебного 2022/23 года, и первоклассники, и среднее звено будут получать навыки финансовой грамотности. Для начальной школы новые модули добавят в предметы «Математика» и «Окружающий мир», а в 5–9х классах основы экономики внедрят в предметы «Обществознание», «Математика» и «География».
А вот второй иностранный язык для начальной школы пока не входит в число обязательных требований. Конечно, у родителей есть возможность выбирать, хотят ли они добавить, например, французский к уже изучаемому с 1го класса английскому языку. При этом последнее слово – за образовательной организацией: есть ли кадровые, материальнотехнические и программнометодические условия для преподавания второго иностранного языка.
Для школьников 6–9х классов второй иностранный язык остается обязательным.
– Наши образовательные учреждения активно готовятся к введению новых стандартов. До сентября 2022 года им необходимо пройти курсы повышения квалификации, чтобы шагать в ногу со временем. Но в целом стоит отметить, что изменения носят не революционный, а эволюционный характер. Они призваны закрепить наработки последних нескольких лет и привести стандарты образовательной деятельности в соответствие со сложившейся практикой, – подчеркнул Сергей Шаров.
Ирина Шейхова