Последовательные этапы цифровизации охватывают различные сферы экономики, образования, культуры. Одним из них предусматривается инновационный эксперимент по формированию цифровых документов об образовании посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» (ЕР ЦДО) федеральной информационной системы «Реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн».
Порядок проведения эксперимента регламентирован Постановлением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1059. Период эксперимента С 1 июля по 25 декабря 2022 г. с участием Рособрнадзора, Минцифры, Минпросвещения, Минобрнауки, Минкультуры, Минздрава, а также вузов по установленным перечням. Целью эксперимента является создание и апробация механизма формирования цифровых документов об образовании.
Эксперимент по формированию цифровых документов об образовании имел положительный результат при проведении в 2021 году. В прошлом году участие в эксперименте принимали всего лишь пять вузов, в текущем году участников будет более 30, что позволит получить более качественные результаты. С предложением о продолжении эксперимента электронными документами об образовании в 2022 году выступил Рособрнадзор.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1059 предусмотрена, что созданные в рамках эксперимента цифровые документы об образовании (основное или среднее общее образование) или цифровые документы об образовании и о квалификации (высшее образование) не имеют юридической силы, не подлежат выдаче выпускникам образовательных организаций и по окончании эксперимента подлежат удалению из единого реестра. Вместе с тем, как отмечает эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Наталья Лытнева, проведение подобного эксперимента является серьезным инновационным прорывом в условиях цифровизации, который позволит автоматизировать процесс оформления, хранения, выдачи, представления по запросам образовательных документов, снизит риски злоупотреблений в образовательной сфере.