Центробанк России анонсировал введение возможности для клиентов банков запрещать ряд операций на своих счетах. Клиенту планируется предоставить право ограничить или запретить некоторые действия с его средствами. Например, можно поставить лимит на сумму одного перевода, за определенное время, на определенный счет. Также можно установить запрет ряда видов операций.
Эту услугу планируется сделать бесплатной, а оформить ее, изменить параметры или отменить можно будет через обслуживающий банк. Форма заявления разрабатывается обслуживающим клиента банком. Изменения параметров запрета или ограничения разрешено будет вносить в любое время.
Также предполагается разрешить гражданам ставить запрет на получение ими кредитов (так называемый «самозапрет»), например, через портал государственных услуг, МФЦ, кредитную организацию. Такой запрет должен передаваться в бюро кредитных историй и коснется как онлайн, так и оффлайн сделок. Тогда если недобросовестный кредитор оформит на такое лицо кредит, то не сможет потребовать его возврат.
Данные инициативы призваны оградить клиентов от мошенничества и кибермошенничества.
Усиление мер защиты планируется и со стороны банков. Так, банки могут быть обязаны идентифицировать мобильные и иные физические средства доступа в Интернет, адреса электронной почты, номера телефонов, к которым привязаны соответствующие планируемые к совершению финансовые операции.
При этом необходимо обратить внимание не только на юридическую, но и на аппаратную сторону защиты. В частности, своевременно обновлять антивирусные средства, операционные системы, физические носители.
Также нужно внимательно изучать поступающие предложения в перечисленных направлениях, анализировать предлагаемые новые продукты и услуги, так как такие предложения могут быть сделаны в недобросовестных целях. В этой связи большое значение имеет изучение банковскими клиентами и банками сообщений от Центробанка с описанием разных форм операций и потенциальных мошеннических схем.
Елена Галкина — эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС отмечает, что внедрение механизма самоограничений будет способствовать повышению безопасности финансовых операций. Однако клиентам банков, как потенциальным, так и реальным, следует сохранять бдительность, поскольку злоумышленники пытаются регулярно разрабатывать новые способы обхода защиты от своих действий. Контроль каждой операции до и во время ее совершения повышает безопасность как онлайн-банкинга, так и операций в офисах финансовых организаций.