Лучшей актрисой прошедшего 207-го театрального сезона, по мнению художественного совета ОГАТ им. И.С. Тургенева, стала Зоя Останина. Ее талант отметили профессионалы и, что не менее важно, зрители.
Театральная семья
Орловские театралы заметили и запомнили Зою Останину в ролях Нади, погибшей супруги и Рассказчицы в нашумевшей «Кутиге» (18+), Лидочки в «Блефе» (12+) и Чечилии из «Синьор Тодеро — брюзга» (12+).
До недавнего приезда в Орел Зоя Останина успела поработать в Русском драматическом театре Удмуртии, Тольяттинском театре им. Глеба Борисовича Дроздова «Колесо» и Калужском областном драматическом театре. Казалось бы, столь богатый творческий опыт по определению обеспечивает актрисе возможность легко и непринужденно влиться в любой коллектив. Именно так в итоге и произошло, но Зоя отмечает, что процесс интеграции нового артиста в сложившуюся театральную семью намного глубже, чем может показаться со стороны.
– Каждый театр – это целая система, сравнивать их невозможно, – поясняет она. – Я пришла в ОГАТ им. И.С. Тургенева в марте 2021 года, уже под конец сезона, и очень органично, в ходе работы над спектаклем «Кутига», влилась в коллектив, но по сей день нахожусь в процессе постижения всех тонкостей нового для себя пространства.
Звание «Лучшего» для каждого актера почетно и лестно, и для Зои Останиной подобное признание ее таланта и мастерства профессионалами не стало первым. Так, премию «Признание коллег» она получила в своем первом театре в Ижевске, а в Русском драматическом театре Удмуртии удостоилась награды в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение роли Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба» (12+).
Тем не менее высокая оценка коллег в орловском театре была, по ее словам, «очень неожиданной, ответственной и трепетной». Прежде Зоя получала не только личные награды, но и участвовала в таких фестивалях как «Толстой weekend», «Артмиграция», «Подмосковные вечера» в Мытищах, в региональных фестивалях. Спектакль калужского театра, в котором она была занята, вошел в лонглист национальной премии «Золотая маска».
– Это огромное счастье – быть частью чегото большого и прекрасного. Участвовать или побеждать командой – это невероятное чувство, мне это очень близко, но премия, полученная в Орле в этом году, для меня особенно важна. Она послужила своего рода дружеским объятием, приветствием, таким ценным: «Мы принимаем тебя в свою семью». В то же время, я убеждена, что самая главная премия для нас, провинциальных актеров, – это внимание зрителя: трогательный цветок, дыхание зала, аплодисменты.
На пороге открытий
Открытие нового, 208го театрального сезона в ОГАТ им. И.С. Тургенева уже не за горами. Коллектив театра вернулся из отпуска и в полную силу работает над премьерой спектакля «Укрощение строптивой» (12+), которую зрители, как ожидается, смогут увидеть уже в первых числах октября.
Зоя Останина в новой постановке исполнит роль Бьянки, и подготовке к ней актриса сейчас отдается целиком.
– В этом году мне посчастливилось полностью расслабиться в отпуске и провести время с родными и близкими для меня людьми, не видеть которых полгода стало для меня настоящим испытанием, – делится она. – Я готова и хочу работать, с нетерпением жду возможности выйти на сцену.
Вероятно, у каждого актера есть роль, которую он мечтает сыграть, и для Зои Останиной такая, конечно же, существует тоже.
– У меня вызывает огромный интерес Мата Хари, – рассказывает актриса. – Этот образ всегда поражал меня своей многогранностью и тайной. Я думаю, любой актер мечтает именно о многослойных, глубоких персонажах с яркой линией развития, в этом я не исключение. Однако я не ставлю преград для подарков Вселенной. Хочу, чтобы у меня были роли, которые меня удивят, вдохновят, а главное – будут откликаться в сердцах людей.
Правильный баланс
В Орел Зоя Останина приехала вслед за своим супругом, главным режиссером ОГАТ им. И.С. Тургенева Владимиром Хрущевым.
Спрашивать актрису о том, каково это – быть женой режиссера, с одной стороны, банально, с другой, не спросить об этом просто невозможно, особенно если речь идет о паре, успевшей совместно сменить несколько театров и городов.
– Быть актрисой театра и женой главного режиссера одновременно – это некий особый вид существования, – поясняет Зоя. – Это накладывает совершенно особую ответственность, но в то же время совершенно никак не сказывается на нас. Пожалуй, какой бы вариант, касающийся того, насколько это «просто» или «сложно» мы ни взяли, он окажется верным. Я считаю, что моя главная задача в семье состоит в том, чтобы вовремя напоминать о том, как много в жизни есть прекрасного, помимо театра, и создавать правильный баланс, позволяющий не «сгореть» на работе. Мой выбор и моя ответственность — идти за человеком, в которого я верю, и осознание этого определяет очень многое.
Анастасия Извекова