Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Основной проблемой при этом является невозможность конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств с крупными сельскохозяйственными организациями при проведении аукционов. В связи с чем, в Федеральный закон № 101 от 24 июня 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были внесены изменения, предусматривающие возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, без проведения торгов.
Основной целью данных изменений является создание льготных условий при предоставлении гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, устанавливается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Кроме того, запрещается передача такого земельного участка третьему лицу, в том числе в субаренду, передача права аренды земельного участка в залог, а также внесение его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.
Эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Елена Селютина отмечает, что новые положения земельного законодательства обеспечат использование получаемых в упрощенном порядке земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, непосредственно для осуществления сельскохозяйственного производства, а также будут способствовать поддержке граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств как субъектов малых форм хозяйствования. Установление указанных запретов позволит избежать случаев злоупотребления правом, которые могут быть выражены в использовании земельного участка в целях получения дохода от его передачи третьим лицам, а не использования его по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства.