Писатель Матвей Мартынов как-то сказал, что если бы Александр Фадеев не в Краснодон поехал, а в Орел, он здесь бы написал свою «Молодую гвардию».
Группа Сечкина
3 октября 1941 года, грохоча гусеницами, по Орлу прошли первые немецкие танки. Наступили черные дни фашистской оккупации. Грабежи и насилие, трудовая повинность, массовые убийства, уничтожение культурных ценностей – таков был так называемый «новый порядок».
Но город не покорился. История сохранила имена героевподпольщиков, мужественная борьба которых не позволяла оккупантам ни на минуту забыть, что они пришли на орловскую землю незваными гостями.
Организатором одной из подпольных групп в оккупированном городе стал 16летний Владимир Сечкин, ученик 10го класса 32й средней школы, чемпион РСФСР по спортивной гимнастике. Молодежная организация Владимира Сечкина действовала в оккупированном Орле с ноября 1941го до сентября 1942 года.
Первыми в нее вступили учащиеся 32й школы Евгений Борзенков и Нина Алексеева. Несколько позднее фронтовикиокруженцы: военфельдшер Владимир Булгаков, лейтенанттанкист Алексей Чеченев, его брат Николай, Евгений Цыганков, ранее служивший в истребительном батальоне, Мария Лобанова, Павел Маяцкий, Мария Земская, Александр Подделков. Всего в подпольную группу входило, по разным данным, от 20 до 30 человек.
Связь с партизанами
Поначалу дела в группе не ладились. Подпольщики были лишены главного – связи. Понимая, что драгоценное время уходит, Нина и Володя решаются на крайнюю меру – пересечь линию фронта. Их целью был город Елец, куда был эвакуирован обком партии. Володю и Нину задержали декабрьским утром в 60ти километрах от Орла у поселка Залегощь, доставили в Орел и бросили в подвал тайной военной полиции. Однако ребята смогли убедить фашистов, что шли в деревню, чтобы обменять вещи на продукты. Заплечные мешки с поношенной одеждой были тому доказательством. Ребят отпустили, предварительно наложив на Нину штраф, а Володю подвергнув двадцати пяти ударам плетью.
Установить связь с партизанами подпольщикам удалось при посредничестве 38летней Марии Ушаковой, связной Михайловского партизанского отряда 1й Курской партизанской бригады, действовавшего на территории Дмитровского и Троснянского районов.
Театр как прикрытие
По заданию партизанского командования Володя и его товарищи вели разведку военных объектов противника в городе и окрестностях, составляли планы расположения немецких частей, аэродромов, уточняли количество техники, проходящей через Орел, а также результаты бомбардировок советской авиацией территории города.
В конце 1941 года группа Сечкина выпустила в Орле первую серию листовок с призывом к молодежи города саботировать приказы немецких властей.
Прикрытием для собраний подпольщиков служил театр «Пестрая сцена». Володя устроился туда парикмахером, его сестра Людмила и Нина Алексеева – танцовщицами. Театр был открыт 15 июня 1942 года.
Вскоре Владимир Сечкин окончил курсы немецкого языка и устроился переводчиком в штаб воинской строительной части. Исполнительность молодого человека импонировали немцам, они даже не подозревали, что этот опрятный и исполнительный юноша – подпольщик.
Спасение летчика
Первым важным делом группы стало спасение 27летнего лейтенанта Алексея Шагинова. Вечером 27 августа 1942 года после успешного уничтожения военного аэродрома у поселка Овсянниково его самолет был сбит. Немцы несколько часов безрезультатно искали сбитого летчика.
Алексея Шагинова укрыли у себя в доме в деревне Нижняя Калиновка подпольщики братья Чеченевы.
Мария Земская привела Шагинова под видом своего мужа к себе домой в Орел, где он должен был находиться, пока подпольщики готовили его отправку к партизанам. Но ночью в доме Земских произошло событие, которое разрушило все планы. В полночь в дом неожиданно ворвался квартальный полицейский, проводивший внезапную проверку вверенного ему участка «на предмет обнаружения подозрительных лиц». Алексей Шагинов предъявил изготовленный подпольщиками паспорт на имя Семена Кочемасова, мужа Марии Земской, «возвратившегося досрочно из немецкого плена». Квартальный отобрал паспорт и приказал его владельцу наутро явиться в отделение полиции. Это грозило провалом. Когда полицейский, уходя, оказался в темном коридоре, Шагинов нанес ему удар по голове чугунным утюгом. Труп предателя сбросили в заброшенный колодец.
12 сентября Мария Ушакова вывезла летчика на телеге из города и переправила его к партизанам.
Последнее задание
В сентябре 1942 года подпольщики стали готовить взрыв городского театра, намеченный на 3 октября – день празднования гитлеровцами годовщины «освобождения Орла от большевиков». Акцию возмездия должны были осуществить Н. Алексеева, В. Сечкин и Е. Цыганков. Но в ряды подпольщиков проник предатель.
1 октября были арестованы В. Сечкин, Н. Алексеева, В. Булгаков, М. Земская, Е. Цыганков, А. Подделков, П. Маяцкий, а на другой день – Алексей и Николай Чеченевы, их двоюродная сестра разведчица Р. Чеченева, Е. Борзенков, Е. Беликов, М. Ушакова, Е. Зуева и другие – всего 26 человек. Начались пытки и истязания участников молодежного подполья.
18 ноября 1942 года члены группы Сечкина и связная партизан Мария Ушакова были казнены.
Память
В 1961 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимир Сечкин и его товарищи Нина Алексеева, Мария Земская, Евгений Цыганков были посмертно награждены медалью «За отвагу». Медалями «За боевые заслуги» – Владимир Булгаков и Павел Маяцкий.
В Северном районе г. Орла улица и переулок носят имя Владимира Сечкина. На фасаде школы №32 в память о юных героях установлена мемориальная доска. Имя Владимира Сечкина носит Всероссийский турнир по спортивной гимнастике, который периодически проводится в Орле.
Марина САМАРИНА