В современных социально-экономических условиях представители многих профессий заинтересованы в наличии дополнительного источника дохода помимо денежных средств, которые приносит занятость по основному месту работы. В настоящее время «подработка» — это отличный способ трансформировать свободное время в деньги, на основе выполнения дополнительных действий помимо основного занятия.
Специалистами HeadHunter на регулярной основе производится расчет индекса востребованности подработки. Как показывают исследования в III квартале 2022 года рассматриваемый индекс составил -0,18, что на 0,06 выше в сопоставлении с итогами предыдущего квартала.
Данные, представленные респондентами за III квартал текущего года свидетельствуют, что 30% опрошенных определенно нуждаются в «подработке», 20% — скорее «да», 21% респондентов — скорее «нет», 19% — определенно «нет», 7% участников опроса имеют «подработку», остальные затруднились ответить. Наиболее высокая доля респондентов, которым определенно необходима «подработка» отмечалась во II квартале 2020 года, их удельный вес составлял 39%, минимальное значение рассматриваемый показатель принимал в III квартале 2021 года — 27% опрошенных испытывающих серьёзную потребность в наличии «подработки».
Ежеквартально доля лиц, имеющих «подработку» среди опрошенных в период 2017-2022 гг. находится в диапазоне 7-9%.
Низкий уровень заинтересованности в поиске «подработки» проявляют соискатели из Москвы, Московской области, регионов Северо-Западного федерального округа. Наиболее востребована «подработка» для жителей Дальневосточного федерального округа, а также Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Согласно результатам проведенного исследования, о «подработке» в первую очередь задумываются специалисты сферы маркетинга и рекламы; искусства и массмедиа; науки и образования; розничной торговли. Наименее интересно получение дополнительного дохода представителям ИТ — сектора, сферы безопасности.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Павловой, сегодня поиск «подработки» является актуальным вопросом для специалистов, представляющих различные сферы деятельности, в связи с чем для успешного решения данной задачи необходимо обратить внимание на следующие аспекты: выделение главного мотива поиска «подработки», установка приоритета работы по специальности или готовности рассмотрения других вариантов, расчет времени, которое индивидом может быть выделено помимо основной занятости, уточнение графика и периода, на который необходима «подработка», определение формата занятости, оценка финансовой составляющей, формирование перечня ресурсов для поиска «подработки» по имеющимся критериям.