Решение проблемы развития коммунальной инфраструктуры в регионах осуществляется на уровне руководства страны. Для модернизации и реконструкции коммунальных сетей в России требуется порядка 4,5 трлн рублей, что непомерным грузом ложиться на региональные и местные бюджеты возможности которых ограничены. В данном случае предлагается задействовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП).
В России на коммунальный сектор приходится порядка 80% всех реализуемых проектов ГЧП с общим объемом инвестиций – 680 млрд рублей, в том числе частные вложения – 620 млрд. рублей. По мнению Ирины Кружковой — эксперта Среднерусского института управления – филиал РАНХ и ГС — зачастую основной проблемой реализации проектов развития коммунальной инфраструктуры посредством взаимодействия государства и бизнеса становится несовершенство нормативного регулирования, и только во вторую очередь — это трудности, связанные с санкционными рисками и ростом стоимости строительных материалов.
Проекты ГЧП в коммунальной сфере отличаются средней капиталоемкостью, то есть более 85% всех проектов не требует инвестиций превышающих 250 млн. рублей.
Так в июле 2022 года в Орловской области завершено распределение федеральных инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 1 трл. рублей, с учетом которых должно происходить возведение инженерной, дорожной инфраструктуры, социальных и рекреационных объектов и т.д. Наибольшие суммы перечислят на объекты инженерной инфраструктуры – 146 млрд. рублей, что позволит совместно с частным бизнесом реализовать проекты в развитие коммунальной инфраструктуры региона в срок до 2025 года.
Кроме того, Орловская область впервые в 2022 году стала участником программы «Стимул», когда средства федерального бюджета в размере 8,3 млн. рублей направят на компенсацию застройщиков (частному бизнесу) на технологическое присоединение к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов жилищного строительства.
Органы государственной власти уделяют особое внимание развития коммунальной инфраструктуры в регионах, понимая особое состояние ЖКХ и возможности их бюджетов