На парламентских слушаниях в Государственной думе обсудили будущее системы высшего образования в России.
По мнению министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, система высшего образования России должна быть еще более конкурентоспособной, понятной и привлекательной, в том числе и для иностранных студентов. Еще один принцип — гибкость образовательных программ, которые будут основываться на запросах работодателей.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин сразу отметил: вузы обязаны дорожить качеством образования, а поэтому должны отвечать за результаты своей деятельности. Кроме того, он обратил внимание на необходимость практической компоненты в ряде специальностей и высказался за реформу системы аттестации преподавателей. Ее стоит проводить аттестацию преподавателей на базе вузов, а не передавать данную ответственность частным организациям.
В вузах могла бы существовать многоуровневая модель образования с тремя траекториями. Об этом заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.
Первый вариант — специалитет, время обучения — пять лет с получением одной квалификации или шесть лет, но с возможностью получить две смежные квалификации, например, математика и информатика.
Второй вариант, который предлагает ректор МГУ, — интегрированная магистратура: сквозная, непрерывная подготовка по системе «бакалавр+магистр» продолжительностью 6 лет. Причем с едиными контрольными цифрами приема.
Третий вариант — бакалавриат с возможностью трудоустройства после диплома или продолжения учебы в магистратуре, но с раздельными цифрами приема и отдельным конкурсным набором.
По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Юлии Макаровой, на сегодняшний день основной задачей является возрождение собственной национальной системы высшего образования, в том числе с точки зрения усиления ее фундаментальности и практикоориентированности, то есть направленности на целостное и всестороннее развитие личности и удовлетворение как текущих, так и перспективных потребностей рынка труда. А это, не может сводиться к тому, сколько уровней высшего образования. Здесь важен вопрос о роли педагогов и качестве самого образования. Крайне необходимо также налаживать воспитательную работу на всех уровнях образования.