Незадолго до Дня учителя два орловских педагога были удостоены почетного звания «Заслуженный учитель России». Один из них – учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий орловской гимназии № 19 имени Героя Советского Союза В.И. Меркулова, руководитель школьного технопарка Кванториум Константин Кривоногов.
Его воспитанники – неоднократные призеры муниципальных, региональных и всероссийских предметных олимпиад, а также телекоммуникационных викторин и конкурсов, проводимых вузами страны. Корреспондент «Орловской городской газеты» расспросила педагога о секретах его успехов в профессии.
– Константин Юрьевич, как вы, выпускник 19й школы, ныне гимназии, начали преподавать в своей альма-матер?
– Я здесь работаю с 1993 года, со второго курса института. Бывшая тогда директором Роза Соркина и мой учитель информатики Нина Алфеева буквально уговорили меня прийти сначала на полставки инженера, потому что я учился на очном отделении, а потом попробовать вести часы. По окончании университета отсюда уже никуда не ушел.
– Есть физики, есть лирики.
– Информатик – немного лирик. Потому что наука не только точная, а очень динамичная, если мы говорим о базовых предметах. Вот считают, что математика – царица наук, но она изучена давно. Можно придумывать разные задачи, но сути это не изменит. А у нас каждый день чтото новое. Нет такого, что ты остановился и дальше прямая линия.
– Что при выборе профессии одержало верх? Любовь к детям, желание их чемуто научить или всетаки точность предмета?
– И то, и другое. Дело в том, что школа – то самое место, где результат виден быстро. В одном известном фильме говорится, что ошибки врачей очевидны сразу. Ошибки учителей не менее существенны, только сказываются позже. Детям в одной параллели, например в 10 классе, одно и то же будешь объяснять поразному. Если тебя поняли, то это сразу видно по глазам. Когда сработал с браком, этого не заметишь. Происходит профессиональное выгорание, пора уходить. Дети мгновенно чувствуют, когда ты пришел с негативом, они как индикатор. Если этого не происходит, то вы на месте.
– Вы никогда не жалели, что выбрали работу с детьми?
– Нет. IT-технологии всегда остаются на особом счету. Можно было многократно поменять место работы, даже сейчас. Признаюсь, иногда такие мысли посещали, но с детьми никоим образом не связаны. Поэтому нет такого желания.
– Технопарк Кванториум. Константин Юрьевич, расскажите подробнее об этом направлении в стенах гимназии.
– В рамках нацпроекта «Образование» разработана региональная программа «Современная школа», по которой в муниципальные образовательные учреждения поступает современная техника по физике, химии, информатике. Это позволяет детям при изучении школьного предмета не просто верить учителю на слово, а попробовать самостоятельно поработать на высокоточном оборудовании. В дальнейшем при поступлении в вузы они уже знают, чего хотят. Раньше такого в школах не было. Хотя учитель на то и учитель, что до обеда он этого не знает, а после обеда он это умеет. Наши педагоги прекрасно с этим справляются.
– Вы преподаете в 5 – 11 классах. Какое бы определение подошло вашим ученикам, возможно, любознательные?
– Я бы их назвал «молодыми профессионалами». Современные технологии они осваивают гораздо быстрее, чем мы когда-то. Но показать, как правильно воспользоваться знаниями, для чего это нужно, учитель все равно должен. В противном случае – это тупик.
– Есть такое крылатое выражение: чтобы стать актером, педагогом – для этого нужно родиться.
– Я бы так сравнил: актер отыграл и идет домой. Учитель – это артист, который постоянно на сцене. Даже в свете тех событий, которые происходят сейчас на Украине. Подрастающее поколение не вполне понимает этот процесс, мол, идеология. Этот момент мы немного упустили. Дело в знании истории, понимании общечеловеческих ценностей и опять же красивого слова «патриотизм». Спроси сейчас молодого человека, что он под этим подразумевает, он сразу не сформулирует. А это все закладывается в школе: ребенок копирует все, что видит. Родители приходят домой измученные, у них времени на детей не остается. Должна быть руководящая роль учителя. Ведь даже трава просто так не вырастет. Чтобы сорняков среди детей не было, нам надо работать. Это очень серьезная задача, требующая индивидуального подхода к каждому ученику.
– Похоже, у вас это хорошо получается.
– Приятно, когда проходит долгое время, а тебе пишут, звонят, приходят, приезжают твои ученики, имена некоторых уже не помнишь. А они говорят, что в какойто момент произошло что-то такое, когда включился некий механизм, который их направил по правильному пути. Обращаются не только по предмету, но и по жизненным вопросам. Хотя и предметом надо уметь заинтересовать настолько серьезно, чтобы ребенок его полюбил. Часто коллеги меня спрашивают, в чем секрет? Честно? Не знаю. Получается само по себе. Это своего рода энергетика, которой делишься. Иначе – сухой разговор, фактографический. Если учитель закрылся, прочитал материал – все, для него это уже не работа. А вот когда она станет делом жизни, тогда можно получить отдачу.
– Заслуженный учитель. Константин Юрьевич, что эта оценка значит для вас?
– Это означает общую с моими учениками победу. То, что она дана на президентском уровне, я осознаю. Тебе доверяют, ты работаешь так, как должен. Вместе с тем это аванс. Останавливаться на достигнутом нельзя. Если ты считаешь, что можно дальше ничего не делать – это неправильно. Звание должно подталкивать.
Евгения КОСТОМАРОВА