21 сентября 2022 года указом президента Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация в стране. Мобилизационную экономику в этом смысле следует рассматривать как один из наиболее действенных, но все же весьма специфических инструментов защиты интересов национальной и экономической безопасности. Так, на ее фоне власти утвердили меры поддержки ИП и МСП. Данное решение является стратегически важным, так как обычные инструменты антикризисной политики уже явно недостаточны, требуется межотраслевое и межрегиональное перераспределение всех видов экономических ресурсов, необходима реструктуризация сферы внешнеэкономических связей, рычаги экономического характера необходимо в той или иной мере подкрепить не только дополнительными объемами финансирования, но и мерами административного регулирования.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доктора экономических наук, профессора Татьяны Головиной, сейчас крайне сложно спрогнозировать, насколько длительной окажется полоса санкционного давления на российскую экономику, учитывая, что ее начало следует относить еще к 2014 году.
Более того, ориентация на крупный бизнес в ущерб малому и среднему – это проигрышная стратегия в долгосрочной перспективе. Главная проблема мобилизационной модели экономики – ее инертность. От нее очень трудно отойти и вернуться к нормальной модели экономического развития.
В этой связи, чтобы страна могла реализовать мобилизационный сценарий экономики необходимо соблюдение ряда условий: у страны есть достаточный ресурсно-сырьевой потенциал; уровень развития производства достаточен для того, чтобы произошел экономический прорыв; уровень подготовки кадров отвечает вызовам нового времени; у страны есть новейшие достижения научно-технического прогресса. Здесь эксперты видят ряд вызовов. Импортозамещение может стать проблемой, особенно в секторе элементарной базы для микроэлектроники (поставки микросхем). Вся отечественная техника собирается из импортных комплектующих. И это не единственный сектор экономики, которые критически зависит от импорта. Страна в должной мере не обеспечивает себя даже потребительскими товарами, например, одеждой.
Для снижения обозначенных рисков и вывозов необходимо задачу стратегического импортозамещения и достижения технологической независимости обозначить в числе национальных целей развития, установив для этого целевые показатели, характеризующие последовательное достижение данной национальной цели. Задачи импортозамещения должны быть, соответственно, отражены и в Едином плане по достижению национальных целей развития. Сейчас в этом документе идея импортозамещения упоминается только несколько раз, да и то в самом общем виде.
Следует четко прописать обязательство субъектов Российской Федерации использовать средства, сэкономленные в результате реструктуризации бюджетных кредитов и получения новых кредитов из федерального бюджета, на (со)финансирование инвестиционных проектов и контрактов, которые будут иметь на «выходе» производство высокотехнологичной импортозамещающей продукции.
Самодостаточную экономику в России построить будет сложно. Текущее положение дел говорит о том, что трансформация получится непростой и болезненной.