Экономические власти страны достаточно настойчиво вменяют функцию деятельного импортозамещения именно малому и среднему производственному бизнесу. При этом, государство должно предпринять определенные шаги, чтобы этот курс действительно стал направлением развития, а не остался красивой демагогией.
Самый эффективный рынок сбыта для России сегодня – это внутренний рынок. Ежегодный объем импорта здесь составляет порядка 300 млрд. долларов. Часть этих средств, даже без существенных структурных изменений в экономике страны, могла бы доставаться российским компаниям.
«В стране есть все, что необходимо для выстраивания новой индустриализации и замещения импортной продукции отечественными аналогами. Но необходимы инвестиции в наш внутренний потенциал. Производственная база уже создана, ее необходимо дотянуть до нужного уровня», — считает председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доктора экономических наук Татьяны Головиной, государство должно выступать как инвестор на первой линии, формируя долгосрочный заказ и гарантированный сбыт будущей продукции, а также ключевые правила работы отрасли. Бизнес включается в дело, когда уже созданы эти механизмы, когда сложились ее основополагающие контуры отрасли. Предприниматели и частные компании не могут построить такие полноценные системы производства и сбыта с нуля. Для них такая работа является нерентабельной, поскольку затраты на создание продукции без развитого рынка являются очень высокими.
Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин также считает, что для включения бизнеса в реальные производственные процессы импортозамещения нужны не только посулы и льготы. Требуются программы с понятными техническими заданиями и правовые гарантии.
Сейчас одна из объективных проблем промышленного бизнеса, с которой регулярно сталкиваются в ТПП РФ – это подтверждение обстоятельств форс-мажора. По внешнеторговым контрактам вся система достаточно хорошо отработана и снабжена понятной нормативной базой. Однако вопросы так называемого «внутреннего форс-мажора» решаются с большим трудом.
Если, к примеру, не получена определенная импортная деталь, то встает вся производственная цепочка, включая все смежные предприятия, задействованные в ней. При этом, только одна компания может обосновать эту ситуацию как форс-мажор по внешнему контракту. А все остальные обратиться за «индульгенцией» в закупках не могут, поскольку общались не с зарубежными поставщиками, а со своим российским генподрядчиком.
Торгово-промышленная палата подтвердить форс-мажор в таких условиях не может. Поскольку 401 статья Гражданского кодекса не позволяет этого сделать. В ней, в частности, сообщается, что отсутствие на российском рынке запчастей или материалов не является форс-мажором.