Новому времени и новому государству нужна читающая молодежь. К сожалению, по сравнению с прошлым, нынешнее поколение больше проводит времени в сети. Культура чтения постепенно исчезает из будней современной семьи.
Бесспорно, мир современных технологий открывает двери к любым знаниям, но это не должно быть приоритетом в выборе способа получения этих знаний.
Не стоит забывать о том, что книга воспитывает усидчивость, формирует навыки концентрации внимания, развивает навыки восприятия проблемы и ее решения, и в конечном итоге книги формируют духовную нравственность, что особо важно в современном противоречивом восприятии реальности.
Более того, чтение, как процесс, является инструментом преодоления стресса и тревожности, что особо важно в сложившихся условиях. При этом не имеет значения, что вы читаете — величайшее произведение классической литературы или незамысловатый детектив. Чтение-монотонное занятие, требующее концентрации, соответственно, оно обладает успокоительным эффектом.
Ситуацию на книжном рынке, складывавшуюся в 2021 году, можно охарактеризовать как период выхода из «ковидного» кризиса. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ число выпущенных российскими издательствами названий книг и брошюр в 2021 году выросло по сравнению с прошлым годом на 8,6%. Совокупный тираж выпущенной книжной продукции увеличился почти на 11%.
Однако уже в марте 2022 года, оказавшись в условиях санкционного давления, отечественная книгоиздательская индустрия, как и другие отрасли экономики, столкнулась с рядом проблем. Рост цен на расходные материалы может привести к росту себестоимости производства, и, соответственно, розничной цены книг. В этой ситуации будет сложно удержать прежние объёмы продаж книжной продукции, что, как следствие, может привести к сокращению объёма книжного рынка.
По итогам 2022 года продажи книг в России могут упасть до 252 миллионов штук, что на 6 процентов меньше, чем в 2021 году, и на 12,5 процента меньше по сравнению с 2019 годом. Такой прогноз представил гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.
Учитывая прогнозные тенденции, по поручению Правительства РФ Минкультуры России совместно с Минцифры России подготовлены меры по поддержке книжной отрасли.
В частности, прорабатывается вопрос о распространении действия «Пушкинской карты» на книжную продукцию, имеющую научное, образовательное и культурное значение. Большую роль в развитии книжного рынка России может сыграть общероссийская рекламная кампания в поддержку чтения качественной литературы, которую можно организовать как социальную рекламу в печатных и электронных медиа.
Серьёзное содействие дельнейшему развитию отечественной книжной индустрии может оказать принятие Программы мероприятий по поддержке детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Натальи Захаркиной, меры по поддержке книжной отрасли в РФ в конечном итоге направлены на развитие интеллектуального потенциала страны и воспитание образованной и гуманной молодежи. Однако не стоит забывать о традициях и личном примере. Только своим примером, своим образом жизни мы можем привить детям любовь к чтению и помочь развить хороший вкус в выборе литературы.