Как улучшить законодательство, чтобы обеспечить порядок и спокойствие на улицах и в домах орловцев? Этот вопрос обсуждали участники круглого стола в администрации Орла 17 декабря.
Нужно соглашение
Инициатором проведения круглого стола выступил комитет по законодательству, государственному строительству и правопорядку областного совета, а его участниками были депутаты, председатели и секретари административных комиссий муниципальных образований области, представители правоохранительных органов.
Открывая заседание, зампредседателя профильного комитета облсовета Андрей Митин сообщил, что в связи с изменениями кодекса РФ об административных правонарушениях в закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» были внесены поправки. В частности, с прошлого года полиция вправе составлять протоколы на нарушителей общественного порядка только при наличии соглашения между правительством Орловской области и МВД России. Вопрос о заключении соглашения решается уже почти полтора года (аналогичная ситуация наблюдается во многих других регионах). Ожидается, что оно заработает с нового года. В областной бюджет на 2016 год заложены финансовые средства для реализации полномочий, представляемых УМВД по Орловской области, – 610,6 тыс. рублей. Они пойдут на приобретение бумаги, бланков для составления протоколов, транспортного средства для полиции.
Девятый вал протоколов
Сейчас делами о нарушении тишины в ночное время занимаются органы местного самоуправления, а точнее – административные комиссии муниципалитетов. Звонки от горожан, недовольных шумом по ночам, естественно, продолжают поступать в полицию. Она реагирует в рамках своих полномочий: выезжает на место (когда не задействована в более серьезных операциях), увещевает дебоширов, берет объяснительные и уезжает, а собранные документы передает в административные комиссии районов. Это очень небольшие по численности подразделения. При этом в ведении комиссий немало и других статей административного законодательства: о незаконной торговле на улицах, расклейке рекламы, объявлений, нанесении надписей в неположенных местах, нарушении правил благоустройства, сброса мусора и т. д. Но сегодня они буквально завалены делами о нарушении тишины в ночное время.
– У нас только в день по одному району Орла поступало до 20 материалов – это очень много, – говорит председатель комитета АТК администрации Орла Маргарита Деркач. А секретарь комиссии Железнодорожного района сообщила, что за неполный год составила более 100 протоколов по вопросам нарушения тишины и спокойствия граждан.
– Полиция нам помогает, когда это возможно, приводят к нам нарушителей. Как правило, это люди пьющие, буйные, судимые, наркоманы, иногда психически больные. Думаю, что с нового года, когда заработает соглашение с полицией, дела по этой статье перейдут к ним, что более объективно, – говорит она.
Еще одна проблема: административные комиссии не могут доставить в суд тех нарушителей, кто не оплатил штрафы (в суде требуется их личное присутствие). И тут органы полиции помогать не готовы. А неплательщики штрафов – все те же асоциальные, довольно опасные личности, которые нарушают ночной покой граждан. С ними один на один остаются члены комиссий, преимущественно женщины.
Вопрос открыт
На фоне многочисленных проблем с привлечением к ответственности нарушителей ночного покоя в Орловской области обсуждается вопрос введения статьи за нарушение тишины в дневное время.
В администрации проанализировали ситуацию, провели публичное обсуждение этой темы.
– Результаты обсуждения показали неоднозначность этого вопроса. В частности, в Общественной палате 60% участников дискуссии были за и 20% – против принятия данного закона. В ходе публичного обсуждения в муниципальных образованиях области мнения разделились практически поровну: 59% – за и 41% – против. В Орле против высказалось большинство. Таким образом, на сегодня мы не получили однозначного ответа на вопрос – целесообразно или нет вводить данную норму. Вопрос остается открытым, – сообщила замначальника отдела Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области Оксана Бойко.
Участники круглого стола взвешенно подошли к возможности введения «часа тишины». По словам представителя УМВД по Орловской области Ольги Панюшкиной, в других регионах, где вносились подобные предложения, они были отклонены. Закон о тишине принят только в Московской области, но не все его положения работают на практике.
– Принятие закона в том виде, в каком планируется, когда просто устанавливается период тишины, например, с часу до трех дня, – нецелесообразно, – считает она. – Вероятно, такое требование объясняется тем, что в это время должны отдыхать маленькие дети или пожилые люди. То есть, «час тишины» предоставлен для определенной категории граждан. Но, лоббируя их интересы, мы гораздо более широкий круг людей ущемим в правах. Нужно учитывать и все прочие факторы: возможность аварийных работ и даже ремонт в квартире, где мастера тоже ограничены во времени.
Члены административных комиссий напомнили также, что днем осуществляется уборка города, выполняются обрезка деревьев, ремонт дорог, благоустройство дворов, аварийные работы.
– Введение «часа тишины» внесет коллапс в работу многих городских служб, как и в проведение ремонтов в квартирах жителей, – соглашается с коллегами Маргарита Деркач. – Многим это решение усложнит жизнь, поэтому тут нужно найти баланс. Еще проблема: кто будет составлять протоколы по нарушению «часа тишины»? Пока не решен вопрос с заключением соглашения между МВД России и правительством области применение этой статьи будет достаточно проблематичным.
Людмила Федосова
Только цифы
За 11 месяцев 2015 года комитет АТК администрации Орла составил 2082 протокола об административных правонарушениях. Административные комиссии при районных администрациях города вынесли 2037 постановлений о привлечении нарушителей к ответственности. Общая сумма штрафов составила более 4,5 млн рублей, вынесено 220 предупреждений.