Фундаментальность математического образования в условиях цифровизации: как найти оптимальное сочетание фундаментальной теоретической подготовки и прикладных аспектов применения полученных знаний?
Тотальная цифровизация – ключевая тенденция социально-экономического развития современного общества, включая процессы реформирования системы образования на всех его уровнях. Система математического образования не является исключением, эволюционируя от доски с мелом к электронным учебникам, образовательным платформам, массовым онлайн-курсам.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Савиной, принципиально новая архитектура цифровой образовательной среды, построенная на возможностях цифровых технологий, с одной стороны, позволяет математическому образованию соответствовать требованиям современности, а с другой – является источником серьезных проблем.
Наряду с положительными результатами включения в глобальное образовательное пространство и появлением новых форм взаимодействия участников образовательного процесса, стремление любой ценой адаптироваться к вызовам инновационно-технологического развития вызывает ряд негативных последствий.
Основная системная проблема – снижение уровня фундаментальности математического образования на всех уровнях его получения. Широкое применение тестовых технологий в качестве основного способа оценки уровня знаний обучающихся в сочетании с возможностями компьютерных технологий привело к автоматизации выполнения действий с математическими объектами без осознания сущности и смысла выполняемых операций. Следствием минимизации доказательств в школьных и вузовских учебниках стал низкий уровень логических рассуждений выпускников, неспособность отличить верное суждение от неверного. Фундаментальной теоретической подготовке уделяется все меньше времени. Предметное содержание математики как дисциплины, вытекающее из требований современных образовательных стандартов, формулировок компетенций, формируемых в рамках профессионально-ориентированного обучения, стало включать все больше элементов прикладной математики. Утрата фундаментальности математического образования является следствием постоянного уменьшения количества учебных часов, отводимых на изучение дисциплин математического цикла, их замены «более важными», практико-ориентированными предметами. Так, в образовательных программах подготовки некоторых вузов можно увидеть такие абсурдные ситуации, когда дисциплина «Математика» в принципе отсутствует в учебном плане, поскольку ФГОС ВО не содержит соответствующей компетенции (в лучшем случае компетенция «позволяет» включить в учебный план дисциплину «Прикладная математика»). В результате в качестве основного критерия содержательного наполнения дисциплины стал принцип отвержения и исключения любого знания, которое не имеет непосредственного применения для решения конкретной профессионально-ориентированной задачи. В принципе, это соответствует и общей тенденции ослабления теоретической составляющей и усиления прикладной роли математической науки в современном мире. Математический аппарат все чаще рассматривается исключительно с точки зрения вспомогательного инструмента обработки и интерпретации результатов исследований в смежных науках, математику воспринимают не как «царицу наук», а как их «служанку».
Великий ученый Луи Пастер говорил: «Нет прикладных наук, есть только приложения науки», поэтому формирование профессиональных знаний, умений и навыков должно базироваться на изучении фундаментальных теоретических основ.
Значение российской математической школы для мировой математики всегда определялось оригинальностью проводимых исследований и их независимостью от «западной моды». Национальные традиции и ценности математического образования признавались мировым сообществом лучшими. Поэтому в основу реформирования отечественного математического образования должен быть положен принцип рациональной фундаментальности, направленный на сохранение системного познания математической науки и формирование математической культуры, овладение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения практических задач в области профессиональной деятельности.