3 ноября в Туристском информационно-выставочном центре Орловской области начала свою работу выставка народных художественных промыслов и ремесел Орловской области «Древо ремесел» (6+).
Многообразие форм
Народные мастера России и Орловской области, их ученики, а также мастералюбители, первоклассно умеющие ярко, живо и точно отразить в своем творчестве традиции местных художественных промыслов, ремесел и народного искусства, постарались представить на выставке если не все, то многое из того, чем традиционно славится наш регион.
Вышивка в техниках орловский спис и крест, строчевая вышивка, кружево, плетеное на коклюшках, художественное ручное ткачество, традиционный костюм, лоскутное шитье, гончарство, народная глиняная игрушка, народные музыкальные инструменты, изделия из лозы, лыка, рогоза, соломы, изделия из дерева (домовая резьба, прялки, сундуки, лавки, ложки и прочая утварь), – все это сегодня можно увидеть в Туристском информационновыставочном центре.
Казалось бы, людей, интересующихся культурной жизнью и историей Орловщины, непросто удивить вышивкой или традиционной глиняной игрушкой. Как правило, большинство из них осматривает подобные экспозиции в поисках новых нюансов в уже изученных явлениях и формах.
Однако выставка «Древо ремесел» в этом плане получилась совершенно особенной.
Ее открытие состоялось в рамках целого цикла мероприятий, приуроченных к Году нематериального культурного наследия народов России, и стало отчасти подведением его итогов.
– Мы надеемся, что подобная тематическая выставка в этом году у нас не последняя, но полагаю, что «Древо ремесел» уже сейчас можно назвать одной из самых насыщенных и полных экспозиций за последние месяцы, – делится директор Туристского информационновыставочного центра Иван Богатов.
Путешествие во времени
Цель открытия выставки была определена как «сохранение, возрождение и развитие народных традиций, материальной и духовной культуры, выявления талантливых мастеров народных ремесел и поддержки их деятельности».
Каждый представленный предмет, каждая деталь в оформлении получилась необыкновенно живой. Разумеется, глиняной посуде, вышитым вручную полотенцам и искусно вырезанным пряничным доскам найдется мало места в доме среднестатистического современного человека. Однако в процессе ознакомления с выставкой у такого же современного, далекого от погружения в традиции человека, нет ощущения, что он находится в музее.
Все демонстрируемые в залах Туристского информационновыставочного центра экспонаты, включая те, что находятся за стеклом, создают иллюзию некоего путешествия во времени. Реконструированные традиционные костюмы, плетеные из рогоза кони и тканые половики – все это как будто живет и дышит, существует здесь и сейчас, весьма органично сочетаясь с привычной нам действительностью. Столь точное воссоздание продуктов традиционных промыслов требует, с одной стороны, глубоких и серьезных знаний, с другой – трудолюбия и внимания даже к самым мельчайшим деталям.
Председатель правления Орловского областного отделения Союза работников культуры России Александра Семенова подчеркивает, что в рамках выставки ее организаторам удалось в целом представить зрителю такое масштабное и уникальное явление, как мастеровая Орловщина.
– Особенно ценно, что среди участников есть как многоопытные, так и совсем молодые мастера, и все они без исключения удивительно тонко чувствуют свое ремесло, – говорит она. – Мне кажется, что для Орловщины невероятно важна такая возможность сохранения и передачи молодому поколению наших местных, уникальных традиций и смыслов.
Действительно, традиционное искусство и промыслы предполагают не просто навык детального воспроизведение народных мотивов. Это в первую очередь умение, талант мастера вложить в то, что он делает, некую сакральную духовную составляющую. Именно благодаря этому таланту плетеное на коклюшках кружево или изделия из лозы сегодня вовсе не похожи на отголоски старины. Скорее, они выглядят как занимательная, но без сомнения значимая составляющая современной жизни.
По сути своей, традиционное народное творчество – это огромная, интереснейшая область. Каждый узор, каждый штрих, сочетание цветов – все это имеет свое обоснование и историю. Да, пусть знать ее не строго обязательно, но как минимум взглянуть на ее воплощение, подметить все эти детали, бесспорно, интересно.
Анастасия Извекова