Почему мошенники нового поколения – головная боль для правоохранительных органов, какие распространенные схемы обмана сегодня они используют, как не попасться на удочку кибер-аферистов и сохранить свои деньги — об этом в интервью корреспонденту «Орловской городской газеты» рассказал руководитель УМВД России по г. Орлу, подполковник полиции Алексей Архипов.
– Как в целом в городе с криминогенной обстановкой, можем спокойно ходить по улицам?
– Обстановка стабильная. Я служу больше 20 лет и могу точно сказать, что в начале нулевых было опаснее, была уличная преступность. Со временем удалось ее усмирить: и профилактикой, и раскрытием преступлений. Если сравнивать с прошлым годом, то за 10 месяцев наблюдается небольшой рост преступности, гдето на 12%. И такую статистику «делают» мошенничества. Хочу здесь пояснить, что хотя и фиксируется некий рост, но это, как говорят экономисты, эффект низкой базы. На протяжении нескольких лет уровень преступности снижается и в ЦФО, и в России в целом, и в Орловской области в частности. Сказать, что снизился уровень защищенности наших граждан, нельзя.
– Каких преступлений в Орле происходит больше всего?
– Наша головная боль и основная угроза для жителей – это дистанционные мошенничества. И по количеству преступлений, и по размеру ущерба. Доля таких преступлений колеблется в районе 20–25% от общего числа зарегистрированных (800 из 3800). А если мы берем мошенничества непосредственно, то среди них 93% – дистанционные. Телефонные звонки, доступ через интернет и так далее.
– По каким схемам мошенники действуют чаще всего?
– Есть несколько распространенных схем. Это сообщения «ваши близкие попали в беду». Когда по телефону людям сообщают, что их близкий родственник угодил, например, в аварию, изза него пострадали люди и необходимо заплатить, чтобы избежать уголовной ответственности. Это мошенничества с банковскими услугами, когда преступники представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов, убеждают, что счета в опасности. Еще часто встречаются мошенничества при покупкепродаже товара через сайты объявлений, и нередко люди теряют сбережения, решив заработать посредством онлайнтрейдинга.
– На сегодняшний день, наверное, каждый человек сталкивался с пресловутой «службой безопасности банка». Предупреждения звучат из каждого утюга, а орловцы все равно регулярно отдают свои деньги преступникам. Как же так выходит?
– Попытка докопаться до причин успешности говорит о том, что мошенники очень хорошо подкованы и обучены, в том числе психологическим приемам. Помимо того, они всегда очень убедительны, могут использовать документы прикрытия, например прислать вам какието удостоверения с печатями. Вся эта система хорошо продумана и режиссирована, отрегулирована и контролируема. Мошенничество сегодня – это хорошо поставленный криминальный бизнес. На этой незаконной деятельности участники схемы могут быстро заработать. Их мотивация – перманентная жажда быстрых денег. Оцените масштаб: нет такого человека, которому ни разу не позвонили из «службы безопасности банка». Миллионы россиян, сотни миллионов звонков.
– Можете дать обобщенный портрет мошенника?
– Это люди молодого возраста, до 40 лет, подготовленные, обученные. Из какой бы среды они ни были, знают основы банковского дела, юридических вопросов, дроппинга, зачастую обладают навыками программирования – если речь идет об интернетмошенничествах. Даже рядовые звенья этой цепи должны хорошо понимать обстановку, иметь определенный уровень образования.
– Образ преступника изменился?
– Да. И если мы в роли преступников в основном видели мужчин, о чем, в принципе, и свидетельствовала статистика, то среди мошенников сегодня много женщин, вероятно, более половины. Получается, что современное мошенничество приобретает «женское лицо».
– Трудно их ловить?
– Трудно. Если общая раскрываемость преступлений по городу у нас в районе 50%, то здесь примерно на уровне 20%.
– Кто чаще ведется на уловки преступников, пожилые люди или молодежь?
– Если смотреть разбивку по группам, то на людей в возрасте 3035 лет будет приходиться примерно 120 преступлений. На группу старше 60 лет – 60 преступлений. То есть в основном страдает активное трудоспособное население и люди пенсионного возраста. Для нас такие преступления, которые совершают в отношении престарелых граждан, наиболее болезненны, каждый факт держим на контроле. Потому что пожилой человек, отдавший свои сбережения мошенникам, уже никак не восполнит этот ущерб. Это люди доверчивые, воспринимают все близко к сердцу. Так что и мы душой переживаем.
– Насколько я знаю, бывают случаи, когда пенсионеры даже не один раз подряд доверяются мошенникам и отдают им деньги, несмотря на профилактику, убеждения родственников не доверять незнакомцам.
– Случается, некоторым пожилым людям в силу возрастных изменений сложнее анализировать ситуацию. Но знаете, бывает и наоборот.
– Бабушки помогают ловить преступников?
– Именно так. Расскажу об одном случае. Пожилую женщину обманули преступники, убедив, что ее близкий родственник попал в ДТП. В таких случаях жертва должна отдать деньги якобы во избежание уголовной ответственности за аварию с пострадавшими. За ними приходит так называемый курьер. Ну так вот. Первый раз орловчанка отдала определенную сумму мошенникам. Через какоето время ей позвонили снова. И она, поняв с кем говорит, даже не подала виду и пообещала отдать деньги. А сама позвонила в полицию. В итоге нам удалось задержать курьера с поличным.
– Все были бы такими бдительными! Так какой тут должен быть алгоритм? Как не попасть в лапы мошенников?
– Алгоритм очень простой: не доверяйте незнакомцам, кем бы те ни представлялись. Нельзя предоставлять собеседнику, пусть он и назвал себя сотрудником банка или правоохранительных органов, сведения карты. Не стоит также устанавливать на свои устройства приложения удаленного доступа и переходить по подозрительным ссылкам: так мошенники могут завладеть персональными данными и украсть со счета деньги. Не загружайте пришедшие с незнакомых номеров фото и файлы.
И, конечно, не предпринимайте поспешных решений. Посоветуйтесь сначала с родственниками или с сотрудниками полиции.
Беседовала Инга РОМАНОВА