Покупки онлайн прочно вошли в нашу жизнь, экономя время и силы, и стали абсолютной повседневностью. Но все же остается много вопросов о качестве и возврате товаров.
Одежда, обувь, холодильники, телефоны, зубные щетки – чего только не купишь в современном мире, не выходя из дома. Рынок пестрит разнообразием и привлекает акциями и сниженными ценами. Можно сравнивать характеристики и стоимость, изучать отзывы, не нужно объезжать несколько магазинов в поисках нужного – и еще масса плюсов онлайнпокупок. Но не всегда потребитель получает то, что хотел, приобретая по сути кота в мешке.
Вот несколько рисков, с которыми можно столкнуться при дистанционном шопинге:
- продавец присылает не тот товар – не ту модель, комплектацию, размер.
- в посылке товар не соответствует заказу.
- товар поломанный, испорченный или вовсе б/у.
- товар потерялся, и месяцами его не могут найти.
Хорошо, если продавец окажется добросовестным и согласится сразу поменять покупку или вернуть деньги. Но нередки случаи, когда онлайнмагазин отказывается делать компенсацию и игнорирует обратную связь.
– Для совершения покупки через интернет желательно составить договор. Как правило, продавец имеет стандартный шаблон договора, по которому работает с покупателями. Однако никто не запрещает вам использовать свой шаблон договора. Это не обязательное требование, но в то же время – дополнительная гарантия, – советуют в Орловском областном обществе потребителей.
Помимо этого, покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке.
В Законе о защите прав потребителей четко сказано, что в момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон. Для возврата товара продавцу он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата. Если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. Если он будет настаивать на этой мере, срок обмена увеличивается и будет равным 20 дням. Как правило, экспертиза проводится за счет продавца, так как именно он оспаривает тот факт, что товар не соответствует первоначальным характеристикам. Если результат экспертизы не удовлетворяет покупателя, он имеет право оспорить это решение в суде.
Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.
Покупателю дается 7 дней для того, что бы доставить не подходящий ему товар в интернетмагазин. Если интернетмагазин не довел в письменной форме до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.
Для того чтобы вернуть товар, необходимо составить требование о его возврате. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа (копию сделать для себя), а также копию паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернетмагазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара. Предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены. В случае, если вес товара больше 5 кг, интернетмагазин должен оказать доставку товара в сервисный центр.
Если магазин после составления акта возврата в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. При этом следует предоставить всю информацию, среди которой: все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронная переписка, сам товар, гарантия, упаковка. Можно сделать скрин экрана на странице интернетмагазина с личным кабинетом.
Покупки через интернет сделали нашу жизнь намного удобнее, но обратная сторона медали заключается еще и в риске попасть на мошенников. Так что, к сожалению, не все сайты интернетмагазинов являются настоящими. Первое, что должно насторожить, – это на удивление низкие цены на популярные бренды и ювелирные изделия. Работающие легально продавцы обычно указывают контактный номер и физический адрес. Один из способов проверить подлинность магазина – скопировать и вставить адрес магазина в поисковую систему и получить данные о его местоположении. Мошенники либо не указывают свой адрес, либо используют поддельный.
А еще специалисты советует не пользоваться для оплаты в интернете зарплатной или кредитной картой, а открыть для этих целей дополнительную. Особенно это касается тех платежных систем и интернетмагазинов, к которым вы хотите для удобства привязать карту.
И, конечно, лишний раз почитайте отзывы и убедитесь, что не нарвались на поддельный сайт, копирующий настоящий интернетмагазин. Иначе можно заплатить деньги и ничего не получить.
Анна АЛЕКСАНДРОВА