О системе реабилитации детей в Орловской области корреспондент газеты поговорил с заведующей отделением медицинской реабилитации НКМЦ им. З.И. Круглой, главным внештатным специалистом по медицинской реабилитации детей департамента здравоохранения Орловской области Екатериной Омельченко.
Тысячи детей
– Как обстоят дела с реабилитацией в Орловской области, насколько развито это направление?
– Реабилитация может быть как медицинская, так социальная и педагогическая. Что касается организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, лицензии на оказание данного вида помощи в области имеют только НКМЦ им. З.И. Круглой, санаторий «Орловчанка» и детская поликлиника № 1 Орла. Одной из главных задач здравоохранения региона в настоящее время является расширение реабилитационной мощности, определение маршрутизации пациентов и решение кадрового вопроса, то есть обучение врачей физической и реабилитационной медицины, физических терапевтов, инструкторов и инструкторовметодистов по ЛФК, эрготерапевтов, логопедов и психологов. С ними, к сожалению, сейчас сложно – единичные специалисты.
А вот детей, нуждающихся в реабилитации, в Орловской области более 10 тысяч, и всем им нужна помощь. В регионе необходимо создание комплексного межведомственного центра помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, где должны быть стационарное и амбулаторное отделения с возможностью получения всех видов реабилитационных услуг в одном месте. Но и про помощь на местах забывать нельзя.
Существует три этапа медицинской реабилитации детей: 1й этап – оказывается в отделениях реанимации и профильных отделениях. Второй – в профильных отделениях медицинской реабилитации или реабилитационных центрах. Третий – амбулаторный, оказывается в поликлинических учреждениях и отделениях. И между этими этапами должна быть преемственность, а еще понимание, когда направлять ребенка на 2й или 3й этап, в какую организацию по его профилю и месту жительства. Даже при необратимых изменениях проведение медицинской реабилитации должно обеспечить ребенку возможность участвовать в жизни соответственно возрасту и адаптироваться к окружающим условиям. Для этого помимо медицинской есть еще социальная и педагогическая реабилитации. Крайне важен комплексный подход и всесторонняя помощь.
В регионе существует более 15 организаций, которые могут эту помощь оказать. Но все чаще родители особых детей просят об открытии единого реабилитационного центра, потому что не знают, как туда попасть или не могут это сделать. Дело в том, что отсутствует маршрутизация между этими организациями, подведомственными разным департаментам, а также понимание у специалистов и родителей концепции современной эффективной реабилитационной помощи.
«Сможем вместе»
– В чем специфика работы специалиста по детской реабилитации?
– У детского реабилитолога в фокусе внимания находятся три зоны. Первая – сам ребенок, который еще не до конца сформировал свои двигательные, коммуникативные, когнитивные навыки, и ты помогаешь ему в процессе развития. И работа с ребенком – очень благоприятная среда, так как у него очень высокая нейропластичность, а значит есть потенциал. Вторая зона – семья, с которой ты тоже начинаешь взаимодействовать. И от работы с семьей зависит более 50% успеха ребенка. И третья зона – это окружающая среда, с которой ребенок взаимодействует. Это и люди, и здания, и технологии для личного использования, такие как ортезы, средства для передвижения и даже лечебное питание.
Ребенку нужно сразу помогать развиваться. И помогать комплексно.
Яркий пример такой работы – наш проект «Сможем вместе», благодаря которому мы оказывали помощь 12 малышам и их семьям. Идея проекта родилась на обучении в СанктПетербурге. Нам объяснили, что ранняя помощь может быть оказана одним специалистом, который владеет компетенциями в разных сферах развития ребенка, и что самая ранняя помощь по реабилитации на ранних этапах – это помощь на дому. Если мы понимаем, что наших сил недостаточно, нам нужно его маршрутизировать к знающим специалистам. Для этого мы создали карту ребенка, которая включает в себя и часть по ранней помощи, и часть по медицинской, социальной и психологопедагогической. Система помощи такой категории детей должна быть гибкой. Они часто болеют, бывают сбои со сном, мама может быть совсем не в состоянии приехать на занятие. В такие моменты со многими из них мы занимались в том числе дистанционно, чтобы не прерывать процесс.
– Дистанционная реабилитация – это возможно, эффективно?
– Конечно, при переводе на дистанционный формат основная нагрузка ложится на родителей, но порой для детей это благо, так как не приходиться ехать на занятия из района в Орел. Ребенок не устал, сыт и спокоен. Вот тогда появляется результат. Но ребят на дистанционный формат мы перевели не сразу. То есть спустя несколько месяцев занятий, когда специалист уже знал особенности ребенка, а мама была уже обучена и «в теме».
Проблемные зоны
– Какие проблемные зоны есть сегодня в детской реабилитологии, что планируется для развития этого направления?
– Основная проблема сегодня – это сложность с получением реабилитационных услуг. Это связано с отсутствием межведомственного взаимодействия. Все контакты специалистов в ручном режиме, по личным договоренностям. Не всегда есть возможность подстроиться. Конечно, нужен реабилитационный центр для прохождения полного реабилитационного комплекса. Нужны специалисты, и не просто специалисты, а знающие и умеющие работать в команде, так как реабилитация – это командный «вид спорта».
В ближайших планах – организация форума по ранней помощи с участием главных экспертов в этой области из Питера и Тулы. Мероприятия запланированы на 23 декабря, в них могут принять участие все желающие.
Мария ИВАНОВА