Уход из России крупнейших автопроизводителей остановил поставки в страну не только готовых машин, но и запчастей. Цены на ряд популярных автомобильных запчастей в России выросли сразу на 45–65%. Все дело в дефиците: из-за ухода или заморозки работы части автопроизводителей, и поставщиков из России привозить альтернативы по схеме параллельного импорта приходится через нескольких посредников. Подорожание неоднородно. На одни группы запчастей цена поднялась несущественно или осталась на прежнем месте, зато на другие – рост в три-пять раз. В это число вошли моторные масла, шины, элементы систем питания и светодиодная оптика. Подорожание ходовых оригинальных запчастей для большинства иномарок в диапазоне 50-80%. Но сейчас самое страшное даже не цена, а сам дефицит запчастей.
Причины подорожания связаны с усложнением доставки контейнеров из других стран, многие эксперты дают мрачный прогноз, что начнутся тяжелые времена, когда закончатся прежние запасы. Но возможно и иное развитие событий. Может набрать мощь параллельный импорт. Большинство фирм, производящих автомобильные запчасти, не попадают под санкции. Проблема – в логистике. Можно ожидать, что главным и устойчивым центром по переброске крупных запчастей из Европы станет Турция.
Еще более вероятно, что произойдет плавное реструктурирование рынка. Одними из крупнейших источников автомобильных компонентов для России были компании из Германии и Японии. Но часть товаров везли прямиком оттуда, где их производят – из Китая, там сконцентрированы заводы практически всех именитых фирм. Теперь же лидерами по импорту могут стать Китай, Турция, Южная Корея. Возможно, привезут точно такие же, неотличимые компоненты, изготовленные на тех же заводах, но под другими «местными» брендами, — считает доцент Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Ирина Кузнецова.
Недостаток параллельного импорта в том, что возрастает риск приобретения подделок, «неоригинала», сомнительного качества, завернутого при этом в упаковку, трудно отличимую от фирменной.
Наиболее вероятно столкнуться с таким товаром при закупке массовых расходников – фильтров, приводных ремней, масел, элементов подвески, тормозных колодок и дисков. Способ защиты – покупать в известных магазинах и сетевых техцентрах. Крупные компании заинтересованы в поддержании репутации и вряд ли станут приобретать запчасти по сомнительным каналам.
Самый рискованный продавец – магазин, объявляющий «распродажу остатков» по невиданно низким ценам. Впрочем, высокие цены тоже не всегда гарантируют качество.