Бесспорно, что музеи вносят в нашу жизнь мир и согласие, добро и красоту. Значит, у музеев есть будущее!» Эти слова принадлежат Антонине Васильевне Гольцовой, возглавлявшей Орловский краеведческий музей с 1973 по 1989 год. Сегодня, когда музей отмечает 125-летие, ее слова звучат актуально и заражают оптимизмом.
Известный орловский краевед, литератор, исследователь, заслуженный работник культуры и почетный гражданин Орла Антонина Гольцова отдала музею 58 лет жизни – прошла путь от научного сотрудника до директора.
Антонина Васильевна ушла из жизни в сентябре 2019 года, оставив о себе добрую память и богатое наследство: множество научных работ и исследований, а главное – живой, развивающийся музей с уникальными экспонатами и коллекциями.
Ниже мы публикуем в сокращении статью А.В. Гольцовой об истории Орловского краеведческого музея, подготовленную к его 95й годовщине.
На рубеже веков
Орловский краеведческий музей возник на рубеже двух веков – блистательного девятнадцатого и – яростного и трагического – двадцатого.
Открытие губернского музея состоялось 7 (19го по новому стилю) декабря 1897 года в час дня в Присутственных местах, где для него были выделены три комнаты. Оно началось приветственной речью кафедрального протоиерея Михаила Смирнова, в которой он подчеркнул, что открытие такого учреждения, как музей, свидетельствует о сыновней любви орловцев к родному краю, к своей Родине, что возникновение музея вызывается общечеловеческой потребностью искания истины, желанием узнать, как жили те, от которых мы унаследовали жизнь.
После проведения молебствия, окропления святой водой помещения музея губернатор Трубников объявил музей открытым и предоставил слово старшему члену Орловской ученой архивной комиссии Гавриилу Михайловичу Пясецкому. Он рассказал о деятельности комиссии, которая подготовила твердую почву для открытия музея изданием научных трудов, составлением архива, сбором коллекций.
Музейные дары
Музей состоял из двенадцати разделов: географического, археологического, естествознания, этнографического, церковноисторического, архивного, народного образования, сельскохозяйственного, промышленного, научного, литературного, художественного. Конечно, все эти отделы требовали пополнения. Специальная подкомиссия обратилась к епархиальному начальству, предводителям дворянства губернии, земским учреждениям, правлениям фабрик и заводов, частным лицам с просьбой о содействии в пополнении музея по своему профилю.
Дары в музей поступали в основном от частных лиц, в первую очередь, от членов ученой комиссии. От председателя комиссии губернатора Трубникова в музей переданы кольчуга, хранителя музея Ферро — древнегреческая амфора, Юрасовского – кольчуга, два бердыша, копье, найденные в с. Сурьянино Болховского уезда.
Многое передали в музей служители церкви — кресты, складни, иконы, книги. Его преосвященство епископ Митрофан прислал вместе с благословением икону Богородицы Троеручицы Белобережской. Среди дарителей – артистка М.Г. Савина, певец Николаев, владелец московского музея Щукин. От них в музей поступили бюст Тургенева, портреты земляков, государственные документы.
Каждый посетитель музея оставлял свою подпись в Книге отзывов. Первая Книга отзывов служила музею до середины 20х годов и сейчас является одним из бесценных раритетов в фондах музея.
Трудные времена
Октябрь разделил общество на до и после. Закончилась идиллическая жизнь музеев. Вековая ненависть крестьян к владельцам земли, фабрик, дворцов вылилась в погромы. Из имений ценности свозились в губернский город, на склады губземотдела.
Из оставшихся предметов губернского музея, коллекций 141 Можайского полка, церковно-археологического музея, поступлений от частных лиц 1 мая 1919 года в Орле был открыт историко-художественный музей. Его первым заведующим был Петр Сергеевич Ткачевский.
В 20е годы число музеев в губернии выросло до 12, все они имели государственную поддержку. Сам губернский музей находился в доме по ул. Борисоглебской, 34 (не сохранился).
Народ хлынул в музей потоком. Шли красноармейцы, учащиеся совшкол, курсанты различных курсов, крестьяне, гости и проезжающие. «Слово «музей» стало популярным на языке даже самого отсталого крестьянина и обывателя, а раньше про него никто и не слыхал», – писал художник, создатель Болховского музея И.К. Гаврилов. В 1925 году в Орел приезжал народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, который оставил прекрасный отзыв о музее.
Однако в конце 20х годов изменилось отношение к музеям, к краеведам. Их обвиняли в идеализации прошлого, монархических настроениях. В начале 30х годов многие музейные работники были разогнаны, арестованы, подвергнуты уничтожению как «враги народа». В 1931 году в Москве были арестованы П.С. Ткачевский и В.М. Викторова, зав. музеем Тургенева, в Орле П.В. Малашенко, зав. естественноисторическим музеем, И.И. Лебедев, научный сотрудник антирелигиозного музея (расстрелян в 1937 году).
В 1932 году все орловские музеи, кроме Тургеневского, объединились в Орловский районный краеведческий музей (с 1927 г. – областной), который разместился в здании Торговых рядов.
Музейный бум
После освобождения Орла и области от фашистов усилия музейных работников были направлены на создание экспозиции по Великой Отечественной войне.
Во второй половине 70х и начале 80х годов в область пришел «музейный бум», который проявился в росте числа музеев, развитии туризма. Встала задача создания тематических музеев. Так появились на правах филиалов областного музей истории города Мценска, Дом-музей В.А. Русанова, музей-диорама (сейчас Военно-исторический музей. Прим. ред.), Ливенский и Дмитровский народные музеи получили статус историко-революционного и историко-этнографического музеев.
Подготовила Людмила Владимирова