В 2023 году планируется обновление национальной системы образования: делая ставку на проектное обучение, государство ожидает индивидуализации образовательных траекторий и расширения коммуникации с работодателями.
2020 год показал, что в новой, быстро меняющейся реальности любое обучение перестает быть ситуативным и становится непрерывным. В пандемию выжили компании и команды, которые смогли быстро адаптироваться к новым условиям, научили сотрудников работать на дистанционных платформах. В условиях совершенствования технологических процессов, расширения сферы услуг, растущего спроса на квалифицированные кадры, с одной стороны, и сохраняющегося числа безработных граждан — с другой, особую актуальность приобретает возможность непрерывного образования, обучения в процессе трудовой деятельности.
Большое значение здесь имеют национальные проекты «Демография» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Несмотря на санкции и ожидаемое редактирование государственных расходов на следующий год, Правительство продлило финансирование программы бесплатного переобучения по национальному проекту «Демография» на 2023 год: на эти цели выделено 8,3 млрд руб. Такая приоритизация свидетельствует о важности обучения именно с участием работодателей. В пользу такой практики говорят результаты участия системы ТПП как одного из партнеров РАНХиГС — федерального оператора национального проекта «Демография»: по итогам 2021 года 92% выпускников корпоративного института ТПП РФ трудоустроились по новым специальностям и/или открыли собственное дело.
Эксперт кафедры Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Татьяна Алёхина убеждена, что взаимодействие с работодателем должно быть системным, включающим организацию образовательного процесса с учетом современных требований рынка и помощь выпускникам с профильным трудоустройством. Речь идет о развитии целых экосистем из вузов, организаций дополнительного профессионального образования и бизнеса. Сделать такое сотрудничество эффективным невозможно без регулирования этих процессов на уровне государства.