(к 150-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина).
13 февраля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского оперного певца и артиста Федора Шаляпина. Три года назад, в 2020 году, мы широко отмечали юбилей еще одного нашего великого соотечественника – Ивана Бунина.
Рождение и становление таланта Бунина и Шаляпина связаны с Россией; оба вынуждены были покинуть Родину, познать участь изгнанников, оба смогли сохранить свой творческий дух и получить всемирное признание.
Познакомились Бунин и Шаляпин в ноябре 1901 года в Подольске, когда группа московских литераторов и Шаляпин приехали для встречи с писателем Горьким. После проводов, как сообщал Бунин Чехову, «мы с Шаляпиным пили до 6 часов утра». Они быстро сблизились, подружились, встречались в литературных и артистических кругах, в поездках в Крым и в Италию. Отношения не были прерваны и в эмигрантские годы, где их объединила память о России и стремление к творчеству.
В начале девятисотых годов в Москве, в квартире писателя Н.Д. Телешова стал собираться литературный кружок «Среда». Одним из активных участников «Среды» был Бунин. Заинтересовался кружком и Шаляпин.
Бунин вспоминал: «В Москве существовал тогда литературный кружок «Среда», собиравшийся каждую неделю в доме писателя Телешова. Там мы читали друг другу свои писания, критиковали их, ужинали. Шаляпин был у нас нередким гостем. <…>
Раз, приехав на «Среду», он тотчас же сказал:
— Братцы, петь хочу!
Вызвал по телефону Рахманинова и ему сказал то же:
— Петь до смерти хочется. Возьми лихача и немедля приезжай. Будем петь всю ночь.
И, когда Рахманинов приехал, не дал ему даже напиться чаю. Это было в самый разгар его славы, его блеска, и легко себе представить, что это за вечер был — соединение Шаляпина и Рахманинова. Шаляпин пел в тот вечер так, что даже сам сказал:
— Это вам не Большой театр. Меня не там надо слушать, а вот на таких вечерах, рядом с Сережей».
Три зимы подряд 19111914 гг. Бунин с женой Верой Николаевной и племянником Н.А. Пушешниковым жили на острове Капри, в отеле «Квисисана». 10 февраля 1913 года на Капри приехал Шаляпин. Остановился в отеле «Моргано» и пригласил к себе на обед Горького, Бунина, Пушешникова и других гостей. О встрече с Шаляпиным Н.А. Пушешников писал в дневниках:
«В ответ на обед Шаляпина у нас был также устроен обед <…>. Обед был великолепный, вино первосортное… Потом все стали просить спеть Шаляпина, и он, видимо, очень волнуясь и ежеминутно куря папиросы, подошел к пианино и под аккомпанемент маэстро спел девять вещей: «Старый капрал», «Два гренадера», «Серенаду» Шуберта, арию из «Дона Карлоса» и др. Пел он прекрасно и чем больше, тем лучше. Весь отель слушал, стоя на галерее у дверей. После окончания пенья Иван Алексеевич и Шаляпин пели малороссийские песни (Иван Алексеевич, уже порядочно выпивший, кричал довольно сильно)».
Талант Шаляпина – это не только талант певца, это и талант драматического артиста. Именно Федор Иванович закрепил твердое правило быть в опере не только певцом, но и артистом. Пение Шаляпина – это искусство интонаций, множественности тембров. О Шаляпине итальянская критика писала, что русский артист достиг «шекспировских высот». Его называли «вокальным трагиком». Русский артист завоевал триумф в стране, где великолепные голоса певцов Таманьо, Мазини, Карузо, Батистини были национальной гордостью. Горький говорил о таланте Шаляпина: «“Шаляпин” Великая и хорошая национальная гордость рождается в душе каждого русского, когда произносится это громкое артистическое имя!»
В переплетении судеб разных людей на маленьком итальянском острове Капри отразились важнейшие черты блистательного русского «серебряного века»: свобода художественных исканий, высота творческих достижений, благотворное притяжение разных культур.
Федор Иванович был щедро одарен самой природой: высокого роста, статный, стройный, к которому шли всякие костюмы – и парадный фрак, и будничная русская поддевка. Во всех гримах, которые он сам себе придумывал, он умел выявить самые существенные черты того, кого изображал на сцене. Не говоря о том, что он был великий артист, он был еще и скульптор, и художник, хорошо рисовавший эскизы для своих гримов.
Шаляпин обладал редкой музыкальной памятью. Когда он выступал в какойлибо опере, он помнил и знал не только свою партию, но и всю оперу. «Годунов» до того мне нравился, – говорил Шаляпин, – что, ограничиваясь изучением роли, я пел всю оперу, все партии, и мужские, и женские, с начала и до конца. И когда я понял, как полезно такое полное знание оперы, я стал так же учить и все другие целиком, даже те, которые пел раньше». (Н.Д. Телешов).
Последний раз И.А. Бунин слушал Ф.И. Шаляпина в июне 1937 г. в Париже.
«Он давал концерт, пел то один, то с хором Афонского. Думаю, что уже тогда он был тяжело болен. Волновался необыкновенно. Он, конечно, всегда волновался, при всех своих выступлениях, – это дело обычное… <…> Только прежде публика этого никогда не видала. Но на этом концерте она видела, и Шаляпина спасал только его талант жестов, интонаций. Изза кулис он прислал мне записку, чтобы я зашел к нему. Я пошел. Он стоял бледный, в поту, держа папиросу в дрожащей руке, тотчас спросил:
– Ну, что, как я пел?
– Конечно, превосходно, – ответил я. И пошутил:
– Так хорошо, что я все время подпевал тебе и очень возмущал этим публику.
– Спасибо, милый, пожалуйста, подпевай, – ответил он со смутной улыбкой».
Ярчайшие личности, огромные таланты, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин, верно служили искусству, поведав нам о радостях и скорбях мира, утратах и обретениях своих современников в поисках высоких идеалов.
Елена Аркатова