Орел стал первым городом-участником нового арт-проекта Фонда мира «Судьба человека». Совместно с почетным членом Российской Академии художеств Сергеем Дасом бойцы СВО и их родные рисуют свои истории в стиле абстракционизма.
Орловец Александр, боец СВО, стал участником нового арт-проекта «Судьба человека». Он вернулся на малую родину в отпуск.
Сергей Дас внимательно слушает гостя.
– Пришел в военкомат до мобилизации. Хотел пойти на фронт добровольцем, но в самом начале добровольцев не набирали. Поэтому подписал контракт с Росгвардией, – рассказывает 38летний боец.
До СВО Александр работал дальнобойщиком. За баранкой всю жизнь. Доскональное знание КамАЗа помогло мастерски освоить БТР, который стал родным. А еще родными стали сослуживцы.
– Нам могут давать новую технику, новые машины, перекидывать в разные локации. Но экипаж разлучать никто не станет. Это уже святое, – делится Александр.
Вообще самое главное на войне, говорит боец, – это товарищи, от которых напрямую зависит твой успех или твое спасение. Дружба под артиллерийским обстрелом ощущается подругому, понастоящему, превращается в святыню.
– Я пока в отпуске. Но каждый день думаю… Даже виню себя. Думаю, что пора к ним туда возвращаться, пора помогать, – признается боец.
Есть у него еще одна святыня. Это молитва, которую Александру написала бабушка 20 лет назад. Тогда внук отправлялся проходить срочную службу в Таманскую дивизию. Заветные слова, прописанные бабушкиной рукой, защитник знает наизусть, но хитро запаянную бумажку все же всегда берет с собой. Она выручает и на войне, и в мирной жизни.
Многое про те дни пока рассказывать нельзя. Это военная тайна. Но можно нарисовать, пусть и абстрактно.
Вот красный квадрат — это сам Александр, так он себя видит, потому что машины, БТР — это он сам, а они похожи на «коробочку». Вот шестиугольник посветлее — это его боевой товарищ Борис. «Он молодой и очень разносторонний», – так характеризует друга художник. Вот синий круг — это капитан. Круг — потому что одинаково справедлив ко всем, со всех сторон. Смесь цвета хаки и мятного вокруг — родной БТР. Назвали картину «Экипаж».
Портрет с героем
Первая встреча в рамках арт-проекта «Судьба человека» состоялась 13 февраля в Орловской детской школе искусств и ремесел. Ее участницей была Вера, вдова погибшего бойца.
Орловчанка вспоминает, что Юрий не боялся идти на передовую, а когда объявили о частичной мобилизации, постоянно говорил: «Ну когда уже принесут мою повестку!».
Юрия на фронте знали многие. Он был настоящим героем.
– Однажды он позвонил мне и говорит: «Теперь ты будешь мной гордиться еще сильнее – мне дали «Героя России», – рассказывает Вера. – На заминированном поле, под артиллерийским обстрелом Юра вытащил четверых ребят и сам остался без единой царапины. Буквально через неделю он получил Георгиевский крест IV степени, за то, что спас целый полк ребят – 1200 человек.
К сожалению, следующей наградой Юрия стал орден Мужества посмертно. В конце декабря 2022 года солдат погиб, а в начале 2023 года нашел свой последний покой на малой родине. Почти пять тысяч человек пришли на похороны Юрия.
На картине, которую Вера нарисовала вместе с художником, абстрактный семейный портрет.
– Большое красное сердце – это наша семья. А внутри него три звездочки: большая сверху – Юра, а под ним две поменьше – это мы с дочкой. Тоже красного цвета, это наш любимый цвет, – говорит она.
День на передовой
15 февраля свое полотно создавал доброволец Дмитрий.
Художник предложил бойцу закрыть глаза, представить окно и рассказать, что за фигуры и образы он в нем видит.
Дмитрий описал отпечатавшийся в памяти день спецоперации: шесть белых треугольников — его товарищи, красный прямоугольник посередине — ранение, малиновокрасное — закатное зарево вдалеке, зеленожелтые оттенки — осень.
– Добровольцем я пошел через месяц, как объявили частичную мобилизацию. Мой прадед прошел всю Великую Отечественную войну, прабабушка — блокадница Ленинграда, пережила всю блокаду… По факту, с фашизмом боролась вся наша семья, поэтому я просто не мог остаться в стороне и решил сделать свой вклад в нашу общую победу, – рассказывает Дмитрий.
Сергей Дас спрашивает про награды. А защитник уверен — дело не в них. Просто награды для Дмитрия в другом. Например, в детских письмах.
– Конечно, до нас все письма доходят — нам их раздают, как только приходит гуманитарный груз. Целые коробки с письмами наших детей. Мне досталось письмо от девочки, ей 11 лет. Оно настолько трогательное, что слезы у меня наворачивались. Эти строки действительно очень сильно подбадривают, придают силы, ты понимаешь, что все то, что ты делаешь – не напрасно, – говорит доброволец.