Художественный руководитель и бессменный режиссер-постановщик народного театра «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева Наталья Смоголь в преддверии 8 Марта и Всемирного дня театра, отмечаемого 27 марта, рассказала корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, что делает ее по-настоящему счастливой женщиной.
– Расскажите, пожалуйста, что «Ювента» дала лично вам? Какие открытия о себе, мире, о людях вы сделали? Чему научились?
– «Ювента» уверенно ведет свой 23й сезон. Люди, близкие к театру, поймут, что это значит. За плечами 15летнее сотрудничество с музеем И.С. Тургенева и реализация уникального проекта «Возрождение тургеневского усадебного театра».
«Ювента», что переводится как вечная молодость, – дело семейное, но отнюдь не потому, что приносит доход или статус, а потому, что стало для нас с мужем самым значимым увлечением. Именно Антон Бушунов – главный генератор идей, ведущий актер, наставник, неутомимый завлит и, честно сказать, большой авантюрист. Я до сих пор не понимаю, как он убедил меня поставить повесть В. Пелевина «Затворник и Шестипалый» и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Но у этих спектаклей была счастливая судьба.
Да, годы идут, приобретается опыт, расширяется репертуар, сотни людей заряжаются нашими идеями, множатся поколения ювентовцев, больше становится задора и азарта. И антракт и занавес не предвидятся!
– Во многом благодаря вам молодые люди читают книги и приобретают духовный опыт, которые, возможно, не заинтересовали бы их при других обстоятельствах. Вы ощущаете себя в какойто мере скульптором человеческих душ?
– Считать себя воспитателем душ моих студентов, моих актеров – это большая самонадеянность, и уповать на духовный рост только с помощью книг не приходится. Да, чтение развивает грамотность, память, воображение; начитанность иногда (!) делает человека интересным собеседником, но душу формируют совсем другие факторы. Не случайно образованщина, то есть гордыня от кажущегося многознания так порицалась по-настоящему умными людьми. Мое стремление как преподавателя литературы – пробудить интерес к слову, научить анализировать текст, видеть приемы, которые использует автор для выражения своей идеи. Конечно, в этом процессе общения и обсуждения невозможно не затронуть мировоззренческие проблемы, не коснуться системы ценностей. Мне интересны взгляды и интерпретации студентов, они меня учат не меньше, чем я их. Мы постоянно говорим о театре, благо у нас в городе есть куда сходить, что посмотреть и обсудить.
– Как вам удается быть для студентов и преподавателем, и другом?
– Когда человек что-то делает, очень важно то, с каким чувством он к этому подходит, о чем думает, для чего вообще этим занимается. Мне очень приятно, что со стороны мы со студентами смотримся как друзья, особенно это заметно по общению в нашем театральном коллективе, ведь мы очень много времени проводим вместе на репетициях, выступлениях, фестивалях. Но я никогда не стремилась втереться в доверие, стать наперсницей тайн. Мне это совершенно не нужно, вполне достаточно искренних доверительных отношений, лишенных панибратства, основанных на общих интересах и близости мировоззрения.
Как преподаватель я всегда чувствую безграничную возможность роста, никогда не ощущаю себя истиной в последней инстанции, хотя, конечно, свой взгляд на все имею, но не навязываю его, а объясняю, почему и как он у меня сложился.
Когда дети говорят, что я им вторая мама, а «Ювента» – еще один дом, у меня не кружится голова: маму и семью никто и ничто не заменит, а слова эти – самый большой из всех возможных подарков, щедрость бескорыстных юных сердец, огромный аванс, который нужно отрабатывать со всей ответственностью временем, силами, заботой и троекратным вниманием.
– Случалось ли, что глубина вашего восприятия сыграла с вами злую шутку и стала препятствием для чего-либо в жизни? Или, напротив, очень помогла?
– С годами и с накоплением читательского, преподавательского и театрального опыта я все больше соглашаюсь с древним философом: «Я знаю, что ничего не знаю». Помощь от этого понимания ощутима – мне все интересно и ничего нельзя сбросить со счетов, проблемы, наверное, тоже есть, но не у меня.
– Наталья Николаевна, вы ощущаете себя счастливым человеком? Если да, то каковы компоненты вашего счастья?
– Смею предположить, что из всех философских понятий именно «счастье» самое сложное и многокомпонентное, ведь в него люди включают и достаток, и карьеру, и любовь, и дружбу, и успех – все зависит от приоритетов. Совсем недавно прочитала у одной австралийской писательницы, что счастье – это побочный эффект движения к цели, а не самоцель. Здорово сказано! Но только вот и с целями у меня тоже крайне специфические отношения: у меня их как бы и нет, но, по счастью, я у них есть, поэтому цели безошибочно меня находят. Надо осваивать новые учебные курсы, вузовскому театру «Ювента» необходимо соответствовать недавно присвоенному званию народного коллектива и ставить новые достойные спектакли, находить места для их показа, расширять зрительскую аудиторию, отслеживать фестивали и становиться их участниками. То есть в конце концов получается такой коктейль из текущих целей, забот, хлопот, прорывов, неудач, приправленный чувством счастья в случае успеха.
– Помните ли вы момент, в который осознали себя счастливой?
– Не могу вспомнить конкретный момент, потому что счастье – это постоянно поддерживаемый в себе огонек, а не фейерверк каких-то достижений, признаний, наград. Иначе погоня за какими-то сверхощущениями может превратиться или в морковку перед носом осла, которая побуждает его двигаться вперед, или в вечное воспоминание о том, что раньше было все намного лучше, а мы этого не ценили. Ключевая мысль стихотворения И.А. Бунина «Вечер»: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» – ее мне хотелось бы назвать своим девизом, а всякие дополнительные бонусы – это уже милость Божья.
Анастасия Извекова