Правительство страны долго приходит к пониманию того, что промышленность сама по себе развиваться не может. Недостаточно просто создавать комфортные инвестиционные и правовые условия. Помимо благоприятной среды необходима сама индустриальная политика: с техническими требованиями, обязательными для исполнения, с механизмами запуска «заведомо убыточных проектов», с конкретизированными программами гарантированного сбыта и управлением производственной кооперации.
К сожалению, весь прошедший год, несмотря на СВО и совершенно новое состояние страны, отрезанной от технологий и внешних рынков, прошел в попытках адаптироваться к новой реальности старыми методами.
Эффективные платформы Фонда развития промышленности и ВЭБа, даже будучи переполнены финансовыми вливаниями через край, не привели к перезапуску российской экономики на новых принципах.
По мнению эксперта кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС кандидата экономических наук, доцента Ирины Авдеевой, важным условием, без реализации которого про технологический суверенитет можно забыть, является институт обязательной промышленной стандартизации, предусматривающей жесткую дисциплинарную ответственность за уклонение от технических требований, за несоблюдение стандартов. Говорить о развитии промышленности без обязательных стандартов – невозможно.
Примеры эффективной обязательной стандартизации в России есть. К сожалению, они являются эпизодическими и обязательность стандартов распространяется только на предприятия и компании, входящие в экосистему отдельно взятой корпорации. Безупречная система стандартов имеется у Росатома. В чистом виде эта госкорпорация является прямым наследником советского Министерства среднего машиностроения.
Недавно «Газпромнефть» создала собственный институт стандартизации, чтобы импортозамещать комплектующие для нефтяного оборудования. Институт уже год выпускает стандарты по конкретным типам оборудования. К сожалению, единой сквозной системы обязательных стандартов в РФ не существует.