3 и 4 марта в ОГАТ им. И.С. Тургенева представили «Женитьбу» Н.В. Гоголя (12+) в постановке Владимира Хрущева.
Вечный вопрос
«Женитьба», написанная Николаем Гоголем в 1833—1835 годах, как подлинная классика, не стареет. У зрителя возникает ощущение, что история эта рассказана про сегодняшний день, про знакомых ему людей или даже, чего греха таить, про него самого.
– Некоторые мужчины так и остаются инфантильными мальчиками, боящимися брать на себя ответственность и какие бы то ни было обязательства, ленящимися даже встать с дивана. Проблема есть, зачем ее скрывать. Однако Гоголь это усилил, – отмечает Владимир Хрущев.
Точно так же до смешного прямо и откровенно писатель продемонстрировал и другие человеческие пороки: корысть, пьянство, двойные стандарты, неумение взглянуть на себя со стороны. Все то, что было, есть и, вероятно, будет свойственно людям в той же степени, что и сомнение: стоит вступать в брак или нет?
– Мы все, вероятно, проходили через подобное в определенный момент. Загорались от любви и предвкушения, потом сомневались в правильности своего выбора, – отмечает актриса Ольга Форопонова, сыгравшая невесту, Агафью Тихоновну. – Конечно, зритель составит для себя мнение сам, но мне кажется, это нечто очень близкое и понятное любому человеку.
Смешная и горькая правда
Эти сомнения, чувство неподконтрольной разуму паники Гоголь и правда показывает, с одной стороны, гротескно, с другой – абсолютно реалистично, как в документальном кино.
В пьесе Кочкарев восклицает: «Господи Ты Боже мой, что это за человек! <…> Не человек, насмешка над человеком, сатира на человека!».
Пожалуй, именно в этой фразе заключается глубокий смысл пьесы, ее подлинный жанр – сатира на человека.
Спустя без малого двести лет «Женитьба» остается смешной и понятной во многом за счет того, что даже с приходом прогресса и открытием бесчисленного множества возможностей люди, сама человеческая натура осталась неизменной. Имея таланты и навыки, которые могли бы с блеском реализовать, все мы в той или иной степени, подобно Подколесину, остаемся лежать на метафорическом или самом настоящем диване. Более того, стоит появиться рядом другу, подобному Кочкареву, умеющему обосновать идею о том, что перемены давно назрели, за тот самый уютный, не требующий никаких усилий диван цепляемся отчаянно.
Можно ли что-то с этим поделать? Гоголь оставляет этот вопрос без ответа. Более того, он изящно, бесконечно талантливо и очень по-гоголевски демонстрирует нам два противоположных, по сути, варианта: Кочкарева, пусть и недовольного утратой свободы, но способного усилием воли сделать следующий в своей жизни шаг, и Подколесина, всеми силами убеждающего себя в том, что можно не делать вовсе ничего, и жизнь его от этого точно не станет хуже.
Визуализация сомнения
Художникпостановщик спектакля Евгений Никоноров оформил сценическое пространство так, чтобы оно идеально передавало душевное состояние героев – закрытое, замкнутое помещение, выход из которого либо сама возможность взглянуть на реальный мир предложены лишь через небольшое окошко.
Гоголевские герои, воплощенные актерами ОГАТ им. И.С. Тургенева, талантливо и бесспорно подтверждают, что самые искренние и глубокие переживания человека, будь то радость, горе, сомнение или искрящееся предвкушение до определенной степени являются смехотворными, вызывающими самим своим проявлением неловкость у стороннего наблюдателя. И вместе с тем – самыми желанными, потому что именно они и есть жизнь.
«Женитьба», представленная в театре, показывает людям их самих без прикрас, напоминает о том, что не испытывает сомнений в своих действиях лишь тот, кто вовсе не задумывается об их смысле.
Комедия Гоголя, осмысленная художественно-постановочным составом, получилась смешной с привкусом грусти, стала увлекательным, визуально красивым и точным, но беспощадным напоминанием о том, как часто все мы движемся по заданной колее, но как по-разному способны воспринимать одно и то же событие.
«Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!», – восклицает Агафья Тихоновна, однако ждет от брака приятных хлопот, готовится выполнить свои обязательства жены наилучшим образом, в то время как Подколесин отчаянно страшится «связать себя на всю жизнь».
Сам Гоголь в постановке ОГАТ им. И.С. Тургенева является не просто автором, а полноценным действующим лицом. По сути, тем, кем он и был при жизни – внимательным, вдумчивым, чуть лукавым наблюдателем, все понимающим про своих героев, находящим их потешными, трогательными, восхитительно живыми.
Премьера «Женитьбы» прошла с настоящим аншлагом, что стало лишь дополнительным подтверждением тому, что классика не стареет. Николай Гоголь, всегда яркий, тонкий, точный, глубокий и неизменно актуальный в любые времена, остается для орловского зрителя востребованным.
Анастасия ИЗВЕКОВА