Для поступающих в аспирантуру с 2022-2023 учебного года будут действовать новые правила, а поступившие ранее при желании смогут перейти на обучение по «новым программам».
Новые программы аспирантуры дают возможность образовательным учреждениям самостоятельно определять нагрузку аспирантам, делая акцент на научную составляющую. Правом устанавливать самостоятельные требования к программам аспирантуры наделены лишь некоторые учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, аспирантура, набирая научные обороты, будет способствовать формированию индивидуальной траектории подготовки исследователей.
Минобрнауки планирует увеличить президентские стипендии аспирантам до 50 тысяч рублей в месяц. Подготовлен проект постановления Правительства об учреждении именных стипендий в размере до 75 тыс. рублей. Материальная заинтересованность аспирантов в научных изысканиях требует и соответственной отдачи. Теперь аспирант не сможет отлынивать от написания диссертации, надеясь по окончании обучения получить диплом. Если аспирант не защитился, то он просто получит справку о том, что прошел обучение в аспирантуре.
Упрощена организация и функционирование диссертационных советов, что позволит более оперативно принимать решения в процедурах научной аттестации:
— предусмотрена возможность трансляции онлайн защиты;
— возможность дистанционного участия в защите до половины участников совета. Правда, заметим, что в любом случае на защите диссертации должен присутствовать председатель совета, ученый секретарь совета и, конечно, сам соискатель ученой степени;
— большой плюс к работе советов заключается в снижении количества членов диссовета. В частности, теперь достаточно 11 человек, а в прошлом необходимо было 19. Кроме того, теперь из 11 человек 5 и не меньше должны быть докторами наук;
— кворум совета состоится при наличии 2/3 от числа всех членов совета.
До 31 июля текущего года 2023 года аспирантуру выделят в самостоятельный уровень профессионального образования.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Евгении Симоновой, изменения в законодательстве, связанные с переходом на новую систему уровней высшего образования, во-первых, позволят совершенствовать систему уровней высшего образования, что повлияет на научную активность аспирантов, интенсивность защит диссертаций, оперативность принятия решений в процедурах научной аттестации; во-вторых, вычленит большую часть «псевдоаспирантов» из научного мира, а самые перспективные смогут получать достойную стипендию.