Образование является ключевым двигателем эволюции и гарантией устойчивого конкурентного преимущества для людей, корпораций и государств. Решение о прекращении представительства России во всех структурах Болонского процесса было оглашено в апреле 2022 года, в мае того же года российские вузы приняли решение о выходе из Болонской системы.
Впервые названы сроки выхода России из Болонской системы, которая была создана в 1999 году для создания универсального стандарта высшего образования в Европе и признана в 49 странах. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году и отказалась от советских степеней «специалиста» в пользу двухуровневой системы четырехлетнего бакалавриата и факультативного двухгодичного последипломного образования в 2009 году.
Кандидат экономических наук, эксперт из Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС Долгова Светлана отмечает, не исключено, что в основу новой системы будет положена концепция 2+2+2, обеспечивающая более гибкие возможности для студентов по изменению образовательной программы.
Система «2+2+2» предполагает, что первые два года обучения будут посвящены формированию фундаментальных знаний студента, что будет эквивалентно степени бакалавра, вторые два года – профилированию (диплом специалиста), а последние два года на курсах «Магистр» для углубления полученных знаний. По этой системе студент сможет выбрать направление своего обучения уже с третьего года обучения.
Любая система должна основываться на культурно-исторических особенностях страны, но Болонская система отмечают эксперты разработана в соответствии с устоявшимися западными ценностями и не подходит для России.
Переход отечественных вузов на Болонскую систему, начатый в 2009 г. и завершившийся в 2013 г., привел к исчезновению специальностей и специфических квалификаций выпускников, что в свою очередь, создавало для них определенные трудности на рынке труда, так как квалификация «бакалавр» или «магистр» не готовила их к конкретным профессиям в России, а многие работодатели заявляли, что недовольны уровнем подготовки выпускников вузов и что они не могли предложить им хорошую работу до дополнительного обучения.
Однако возврата к советской системе обучения жестко в течение пяти лет по фиксированному курсу, без возможности смены курса, не будет. Важно расширить специальность по отдельным направлениям, прежде всего по инженерным, по технологическим специальностям.
Сейчас есть высокий государственный спрос на инженеров, а также технологов, которые могли бы помочь решить проблемы импортозамещения и наладить разорванные цепочки взаимодействия внутри бизнеса. Система должна стать более гибкой, так как может быть и бакалавриат, и магистратура, и специалист, то есть все эти уровни.
Новая система повысит популярность высшего образования в России, что важно в условиях быстро меняющихся требований рынка труда и будет работать для большинства отечественных университетов и их программ, и курсов.
В России будет своя система образования. Министерство предусматривает плавный переход от Болонской системы к национальной. Переход на новую систему будет способствовать укреплению научно-образовательного потенциала отечественных вузов.