6 апреля свой профессиональный праздник отметили сотрудники следственных органов полиции. Следователь – та профессия, образ представителей которой четко сложился в голове каждого из нас. Ктото средний между Шерлоком Холмсом с его дедуктивными методами и благородным Максимом Подберезовиком из советского кино. Корреспондент «Орловской городской газеты» накануне Дня следственных органов МВД решила немного покопаться в стереотипах и разобраться, где же в художественных произведениях о противостоянии криминального мира и правоохранительных структур правда, а где вымысел.
Что за профессия – следователь? С одним из ее представителей мы пообщались накануне праздника. На наши вопросы ответила сотрудница орловской полиции, начальник отдела следственной части следственного управления УМВД России по Орловской области подполковник юстиции Людмила Баранова.
Мечта о справедливости
Людмила Николаевна в органах следствия служит уже четверть века. До нее в семье никто не служил в милиции и не был связан с правоохранительными структурами. Девушке всегда было интересно проникнуть в суть вещей, докопаться до какихто моментов. Она немало читала и во время учебы в девятом классе ей подарили книжку «Рожденная революцией. Повесть об уголовном розыске».
– Может быть, это звучит романтично, но книга настолько впечатлила меня, что я точно решила: хочу быть следователем. Родители поддержали. Уехала учиться в Воронеж, а потом, мне было всегото 22 года, вернулась в Орел, где поступила на службу в Советский райотдел, – вспоминает Людмила Баранова.
Это был 1991 год. Для юного следователя, точнее помощника следователя, родной Орел открылся совершенно с другой, криминальной, стороны. Женщина признается, что у нее были прекрасные наставники, которые всему обучили. Помнит и свое первое дело. Интересно, что сейчас даже нет таких статей, по которым тогда вела следствие новоиспеченная сотрудница орловской милиции.
– Тогда была предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с законом о борьбе со спекуляцией. Помню два уголовных дела тех времен. Фигурантами были приемщики посуды, которые параллельно продавали спиртное. Дела довела до суда, – рассказывает собеседница.
Потом была работа в бандитском отделе, а далее – следственная часть, службе в которой Людмила Николаевна в итоге посвятила уже 25 лет своей жизни.
Право-охранитель в юбке
Один из главных ярлыков, которые навешивают на женщин – отсутствие логики. Вроде бы мужчинам лучше удается устанавливать связи между разными явлениями, восстанавливать цепочки событий, понимать природу вещей. Людмила Баранова уверена – это очередные стереотипы.
– За свою практику я встречала хороших следователей – как мужчин, так и женщин. В нашем деле нет какойто прямой зависимости от гендера, дело в человеческих качествах, опыте и базе знаний, а главное – в желании и тяге к профессии, – отмечает следователь.
Женщина также говорит, что хороший следователь – товар штучный. Носишь ты брюки или юбку, дело пятое. Не отнять, конечно, и особого отношения со стороны подозреваемых и потерпевших, особенно когда тебе немного за 20. Но опыт, упорный труд, серьезное отношение к профессии свое дело делают.
Психология и понимание
Нечасто встретишь в реальной жизни и стереотипных «плохих» и «хороших» полицейских. Киношные методики допросов, зачастую, остаются в кино. Людмила говорит, что всегда нужно оставаться человеком и сохранять человеческое отношение к тому, кого допрашиваешь. Даже если он негодяй. Ведь задача следователя – докопаться до причины, понять механизм совершения преступления. А сделать это с позиции человека надменного, ставящего себя выше других, невозможно.
– Следователь – не робот, не машина, работающая по заданным алгоритмам. Иначе такую работу могли бы научить выполнять роботов. Каждое дело ты пропускаешь через себя, испытываешь разные эмоции, сопереживаешь. И порой не только потерпевшим, но и подозреваемым, – отмечает собеседница.
А вот мнение о том, что следователь должен быть психологом – вовсе не стереотип.
– Каждый раз все упирается в отдельно взятую личность. Это могут быть идентичные дела с одинаковым составом. Но всегда причины, механизмы, мотивация преступника будут разными, – говорит Людмила.
Как правило, преступники воспринимают сотрудников правоохранительных органов как врагов, в штыки. Пытаются обмануть сотрудника, гдето надавить, выстроить игру по своим правилам.
– Важно не бояться. Это касается не только взаимоотношения следователь-подозреваемый, но и любых других социальных связей. Если есть страх, то ничего не выйдет, – также подчеркивает следователь.
И тут же признается: сама никогда не испытывала страха. Хотя в практике были действительно опасные моменты: и одиночные командировки бог весть куда, и ночные допросы, и угрозы.
Личная медитация
И еще один стереотип, который на практике вовсе таковым не оказывается, это отсутствие свободного времени и работа в ущерб личному. Сейчас у Людмилы Барановой уже взрослый сын, ему 20, по стопам мамы он не пошел, выбрал другую профессию. Но вот в детские годы времени столько, сколько хотелось бы любой маме, мальчику уделять не удавалось.
– Из садика бабушка забирала, рано стал сам в школу ходить и возвращаться, свободного времени, чтобы провести его вместе, был дефицит. Но есть у этой истории и положительная сторона: сын научился быть самостоятельным. И не только в плане каких-то бытовых вещей, к нему рано пришло умение мыслить по-взрослому, – делится следователь.
Впрочем, время на себя, на то, чтобы выдохнуть, выбросить из головы преступников и их деяния, восстановиться после переданного в суд дела и спастись от профессионального выгорания, находить все же можно и нужно.
– У каждого это свое. Для меня личная медитация – уход за растениями, как на работе, так и на своей даче. Очень хорошо помогает разгрузить голову и привести в порядок мысли.
«Орловская городская газета» поздравляет всех сотрудников следствия МВД с профессиональным праздником!
Беседовала Инга РОМАНОВА