В настоящее время при реализации стратегии достижения полноценного технологического суверенитета все большее значение придается повышению степени вовлеченности в этот процесс молодого поколения. К числу национальных приоритетов относят не только разработку и внедрение инновационных технологий, но и инвестиции в развитие человеческого капитала, активную работу по формированию и развитию кадрового потенциала, принятие мер по повышению привлекательности российской науки и образования для школьников, студентов и молодых ученых. Комплекс мер поддержки демонстрирует значительные результаты. Так, стартовавший в 2018 году проект создания модели исследования разработок на базе научно-образовательных центров (НОЦ) позволил настроить продуктивное взаимодействие между бизнесом, научно-образовательными организациями и властью. Цепочка «наука – университеты – бизнес» постепенно приводит к нивелированию существовавшего на протяжении длительного времени разрыва между фундаментальной наукой и реальной экономикой. Выполняемые на базе НОЦ конкретные технологические проекты объединяют все звенья этой цепочки в единое целое.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Савиной, горизонтальный диалог научного сообщества и представителей реального сектора экономики продолжает развиваться. Работодатель все больше интегрируется в образовательные программы, совершенствуя инструменты подготовки кадров под свои задачи. С каждым годом растет потенциал системы практик и стажировок, позволяющий работодателю формировать у потенциальных соискателей еще на студенческой скамье необходимые ему профессиональные компетенции.
Следует отметить, что реализуемые на уровне государства инициативы по приоритетам научно-технологического развития направлены не только на усиление результативного взаимодействия науки и бизнеса в целях решения значимых для общества задач. Целый комплекс мероприятий направлен на привлечение талантов в науку и развитие интереса к научным исследованиям в самом юном возрасте. В целях популяризации науки среди детей реализуется проект «Научные детские площадки», где дети дошкольного и младшего школьного возраста в игровой форме узнают о достижениях отечественной науки и познают базовые научные принципы. Для массового вовлечения школьников в научно-техническое творчество функционируют технопарки, центры дополнительного образования, организуются национальные технологические олимпиады, хакатоны. Так, в апреле 2023 года более 200 школьников и обучающихся СПО стали участниками проведенного в инновационном центре «Сколково» научно-технологического хакатона, организованного РДДМ «Движение первых». Он стал первым мероприятием в рамках всероссийского направления «Наука и технологии», в рамках которого участники совместно с экспертами пытались предложить перспективные решения заданий от ведущих технологических компаний и научно-исследовательских организаций по тематическим трекам «Беспилотные летательные аппараты», «Искусственный интеллект», «Робототехника» и др.
«Активно развивающиеся образовательные технологии позволяют делать первые шаги в науку с самого раннего возраста. Инициативы системного вовлечения школьников в научно-исследовательскую работу необходимо развивать и поддерживать на всех уровнях, создавая необходимые условия для их реализации. В результате раннего вовлечения в научно-исследовательскую деятельность будет получен кумулятивный эффект в достижении и поддержке национального технологического суверенитета», отмечает Анна Савина.