15 апреля в театре «Свободное пространство» состоялась премьера комедии арт-перформанса «Однажды в Париже» (16+) по пьесе Клода Манье «Блэз».
Яркое время
Режиссером долгожданной для орловских театралов премьеры стала известная и любимая ими Вера Анненкова.
«Однажды в Париже» – шестой спектакль, поставленный ею на сцене «Свободного пространства». «Лес» (16+), «Золушка» (6+), «В ожидании Годо» (16+), «Аладдин» (6+) и «Поминальная молитва» (16+) уже успели полюбиться зрителю. Однако после двух столь серьезных произведений как «В ожидании Годо» и «Поминальная молитва» Вере Михайловне, по ее собственному признанию, хотелось поставить спектакль для взрослых, но легкий, искрящийся, веселящий и радостный.
«Блэз» – пьеса известная и популярная, но Вера Анненкова не была бы собой, если бы не сумела заставить эту историю заиграть новыми красками.
– Мне, конечно, очень повезло с театром, – делится она. – «Свободное пространство» в определенном смысле стало для меня домом, и те люди, с которыми я могу работать здесь, – настоящие звезды. Я имею в виду и артистов, и художников, и хореографов, всех без исключения, потому что вся команда невероятно яркая и талантливая. В каждом из занятых в спектакле артистов есть потрясающая индивидуальность, благодаря которой он получился именно таким. История разворачивается на заре 60х годов ХХ века. Это было очень яркое время, время поиска, свободы, любви. Время, когда люди наслаждались возможностью красиво одеваться и проявлять себя. Судить, конечно же, будет зритель, но я смею надеяться, что нам удалось не просто рассказать веселую историю о любви, но и в должной мере передать эту атмосферу, это ощущение свободы, легкости, яркости и полноты человеческой жизни.
Учитель и Мастер
Со «Свободным пространством» Вера Анненкова сотрудничает давно, ее авторский режиссерский почерк узнаваем и любим зрителями. Для художественного руководителя театра Сергея Пузырева Вера Михайловна – не просто коллега и приглашенный режиссер, а Учитель и Мастер.
– Именно поэтому работа с ней становится совершенно особенной, – говорит худрук. – Да, сегодня мы сотрудничаем на равных, но вместе с тем восприятие Веры Михайловны как Наставника у меня не прошло и не стерлось со временем. Безусловно, в этом есть свои нюансы. В частности, в мои обязанности как художественного руководителя театра входит в той или иной степени контроль за работой Веры Михайловны. В самом начале мне было изза этого неловко, но опасения оказались абсолютно беспочвенными. Вера Анненкова – человек очень легкий, демократичный, умеющий смотреть на происходящее со здоровым юмором. Обсуждая рабочие моменты, мы всегда приходим к консенсусу достаточно легко.
Простая сложная история
Спектакль «Однажды в Париже» непременно понравится и поклонникам комедийного жанра, и любителям легких романтических историй.
– Это история о любви, и любви очень разной, – говорит Вера Анненкова. – В ней есть и бездна страсти, и трогательная первая любовь, и любовь потребительская, и любовь глубокая, жертвенная. Это история о том, что люди в принципе способны любить по-разному.
В начале, когда в зале только гаснет свет, обилие и яркость красок на сцене в самом деле ослепляют, но очень быстро к зрителю приходит понимание того, насколько тонко оформлен спектакль. Та самая атмосфера многогранности жизни, которую старались передать создатели постановки, окутывает и заставляет дышать воздухом таинственного, сложного, искрящегося и непредсказуемого Парижа.
Вместе с тем «Однажды в Париже» – это еще и преподнесенная легко и весело история о том, что называют самоопределением человека.
По ходу развития сюжета герой не просто старается наилучшим для себя образом действовать в предложенных обстоятельствах. Он задается теми же вопросами, которыми наверняка задавался каждый: «На своем ли я месте в жизни?», «Жилось бы мне лучше сегодня, если бы когда-то я распорядился собой иначе?».
Спектакль, конечно же, о любви, – о чувстве, буквально свалившемся на голову, нежданном, непредсказуемом и неудобном, но стремительно меняющем картину мира того, кто влюблен.
Он об удивительных открытиях, которые далеко не каждому в реальной жизни посчастливилось совершить, – о том, каким простым и легко решаемым для другого может оказаться то, что представляется нам невероятно сложным. О том, что не нужно какой-то сложной мотивации для того, чтобы позаботиться о ком-то.
А еще это история о том, что как бы человек ни старался, чужой мир всегда будет для него слишком тесным, неуютным, нервирующим. Даже если принятие на себя чуждой роли продиктовано обстоятельствами, это чуждое никогда не принесет той радости, которую способно доставить любимое дело и жизнь в соответствии с внутренними потребностями и ценностями.
По сути, «Однажды в Париже» – это живописная и феерическая история о том, что жизнь – это и есть любовь.
Анастасия Извекова