Как выглядел город после освобождения от фашистской оккупации и как шло его восстановление и строительство – об этом рассказал в своих воспоминаниях главный архитектор Орла Борис Антипов. При его непосредственном участии сложился тот облик города, который мы знаем сегодня.
Призрачный город
Получив назначение на должность главного архитектора Орла, 29летний Борис Антипов приехал в город в декабре 1943 года.
«В Орел мы прибыли поздно вечером при кромешной темноте. Вокзал представлял собою груду кирпича с некоторыми участками разрушенных стен и местами сохранившимися зияющими пустотой проемами, – вспоминал он. – Переполненное людьми и забитое всевозможной поклажей существовало только подвальное помещение, через которое мы вышли на городскую территорию. Странное впечатление произвел на нас город. Казалось, что он есть, но в то же время его не было. Издали дома вдоль улиц казались целыми и невредимыми, но стоило подойти к ним поближе, и вырисовывались только фасады зданий с пустыми оконными проемами. Фашисты, отступая из города, продуманно взрывали здания так, чтобы улицы оставались свободными от завалов. По таким улицам этим оголтелым стервятникам было легче драпать «nach Hause».
В Орле были разрушены почти все капитальные здания. В руинах лежали промышленные объекты. Из строя были выведены все инженерные коммуникации, взорваны мосты, электростанция. Остались нетронутыми только одноэтажные дома частного сектора. Их «по плану» фашисты должны были спалить, но помешало стремительное наступление нашей армии».
Первый послевоенный генплан
Антипов начал свою работу с поиска «хоть каких-либо съемочно-геодезических материалов, планов города». И первое, что ему удалось заполучить, был план города Орла, изданный в Берлине на немецком языке в последние предвоенные годы. «На нем довольно точно были нанесены все промышленные объекты города, насосные станции, электростанция и многие важные сооружения. Недостатком, помимо того, что он был на немецком языке, было и то, что все улицы носили дореволюционные названия, что для меня являлось дополнительным осложнением, так как я не знал и существующих их названий».
Позже архитектор получил много ценных съемочно-геодезических материалов, которые работникам горкомхоза удалось спрятать от немцев.
«Разрушенному городу срочно нужна была принципиальная схема решения генерального плана, так как работы по строительству Орла начались буквально на следующий день после его освобождения…
В июне 1945 года генеральный план города был утвержден. Это был первый генплан из городов, которые подверглись разрушениям немецких оккупантов. Заложенная в генплане идея трех площадей не претерпела почти никаких изменений в последующих работах над ним. Организация центральной площади в Советском районе на самом высоком месте города дала возможность создать запоминающийся и интересный облик центра города».
Доски на вес золота
«Вести работы по восстановлению приходилось в исключительно тяжелых условиях. Не было людей, материалов и транспорта. Особенно было трудно с лесом, необходимым в большом количестве. Каждая доска ценилась буквально на вес золота. На длительное время для заготовки направлялись бригады в лес во главе с ответственными работниками горкома, горисполкома. В подвозке леса использовалась проложенная немцами узкоколейка в Болховский район, которую они не успели уничтожить.
Главными объектами строительства первых лет после освобождения были электростанция; небольшие, не слишком разрушенные двухэтажные жилые дома; возведение деревянного моста через Орлик, продолжавший Ленинскую улицу; реконструкция и восстановление Дома учителя на Ленинской улице под драмтеатр и интенсивная разборка завалов. Этим занималось все население города. Это были и субботники, и воскресники, и отработка определенного количества часов в неделю до и после работы. На этих работах всегда царило приподнятое настроение. Люди шутили, смеялись и работали самоотверженно, азартно».
Как строили театр
В начале 1944 года Борису Антипову было предложено использовать оставшуюся коробку разрушенного здания бывшей городской Думы (сейчас – театр «Свободное пространство») под размещение драматического театра. Он вспоминает: «В эскизных предложениях приняли участие архитекторы Тодоров, Целковников и я. Строили театр пленные немцы. Каждое утро строем по Ленинской улице шла колонна военнопленных на строительство театра, и почти ежедневно я встречал ее, когда шел на работу. Встреча проходила по установленному порядку: офицер отдавал честь, и по его команде все «фрицы» в строю поворачивали головы в мою сторону… Строительство театра было закончено, когда все военнопленные были уже отправлены на их родину».
Памятник генералу Гуртьеву
Накануне 9 мая 1945 года Антипов выехал в Москву к скульптору Евгению Вучетичу, которому были поручены разработка и сооружение памятника генералу Гуртьеву, погибшему под Орлом при освобождении города от немецких захватчиков.
Как рассказывал архитектору Вучетич, генерал Гуртьев был по своему характеру и поведению далеко не воинственным человеком, он отличался большой скромностью и застенчивостью и в то же время героически принял смерть, защитив собой вышестоящего по должности генерала. Вучетичу предстояла нелегкая задача: в скульптуре генерала отобразить и героического командира, и подчеркнуть личные черты характера. Он показал Антипову один из эскизов памятника, «где фигура Гуртьева, хотя и была представлена в соответствии с занимаемым положением, как командира и отважного военачальника, но небрежно накинутая на одно плечо шинель как бы несколько приоткрывает некоторые особенности характера этого человека». По этому эскизу и был воздвигнут памятник Гуртьеву в Орле 5 августа 1954 года. Со скульптором было согласовано и место его установки – на бывшем плацу кадетского корпуса, лицом к ул. Октябрьской, напротив как раз разбивали сквер. Однако, когда фундамент был почти готов, местные власти распорядились установить памятник перед зданием областной библиотеки им. Крупской (сейчас – им. Бунина), лицом к ул. Горького. И только через двадцать лет памятник перенесли на нынешнее место – в сквер Гуртьева, лицом к ул. Октябрьской, как и планировал скульптор.
Новый облик города
«Много проектировалось и строилось в Орле московскими зодчими. Особое место принадлежит здесь железнодорожному вокзалу станции Орел, Дворцу культуры железнодорожников и всей застройке привокзальной площади. Автором этих зданий и общего архитектурного решения площади является московский архитектор С. Мхитарян. Высокое качество работ и интересное архитектурное решение с некоторыми признаками армянской архитектуры просматривается в общем облике привокзальной площади. Интересны по своему архитектурному решению здание гостиницы «Орел» московского архитектора Ю. Робей и Главный почтамт архитектора Никитина. Здание педагогического института – тоже работа москвичей.
В первые послевоенные годы много сделали и местные художники и скульпторы. Особо нужно отметить деятельность скульптора Б. Бологова. Им был выполнен ряд бюстов писателей, политических деятелей, в частности, бюст Тургенева для фойе театра, бюст Пушкина у стены диспетчерского трамвайного павильона, снесенного при создании сквера Танкистов, барельеф Ермолова на Троицком кладбище и многие другие работы. Вспоминаю, как два художника Андрей и Леонид Курнаковы работали над росписью овального потолка в фойе нового кинотеатра «Победа», над созданием монументального, красочного изображения торжества в честь Победы на Красной площади в Москве. Эта работа была очень сложной изза формы потолка. При близком расстоянии казалось, что все выполнено правильно, но стоило спуститься с лесов, как выявлялись значительные искажения фигур и предметов. Художники преодолели трудности, и эта роспись заслужила самые высокие оценки многих людей. К сожалению, в период так называемой хрущевской оттепели все было уничтожено».
Архитектор Тодоров
«В первые дни своей деятельности я познакомился с архитектором Александром Самсоновичем Тодоровым. В первые месяцы после освобождения он был своего рода консультантом в горисполкоме по вопросам градостроительства. Тодоров был очень образованным и интересным человеком. О себе рассказывать не любил, но многие поговаривали, что он принадлежал к богатой семье и был чуть ли не дворянского рода.
В Орле осталось значительно менее поврежденное здание – большой жилой дом по улице Московская, 11 (ныне пл. Мира, 5.
– Прим. ред.), которое было построено до войны по проекту архитектора Тодорова. Здание стали восстанавливать сразу после освобождения, и Александр Самсонович безо всякой оплаты готовил по вечерам и ночам необходимые чертежи и принимал непосредственное участие в работе по восстановлению как инженер. К сожалению, он умер вскоре после окончания войны.
По проектам Тодорова в Орле был построен ряд жилых и общественных зданий, но кроме относительно уцелевшего дома по Московской, 11, все уничтожили фашисты.
Рядом с кинотеатром «Родина» на Московской осталась нетронутой коробка дворца культуры завода «Текмаш», который строился до войны по проекту Тодорова. Это недостроенное здание было перепланировано весьма удачно архитектором
В. В. Овчинниковым под машиностроительный техникум. А дом 11 по Московской является для Орла историческим зданием – на нем был водружен 5 августа 1943 года флаг в честь освобождения города от фашистской оккупации».
Мастерская «Горпроект»
Особая заслуга в восстановлении разрушенного Орла принадлежала специалистам мастерской «Горпроект». Например, по ее проектам были построены: Дом книги (архитектор И. А. Иванов), машиностроительный техникум (архитектор В. В. Овчинников). По его же проекту было построено здание по адресу ул. Московская, 12 – многоквартирный дом со шпилем и другие. Комплекс зданий учетнокредитного техникума (теперь Банковская школа) и дом Облпрофсовета были построены по совместному проекту Б. В. Антипова и И. А. Иванова. «Все это восстанавливалось и реконструировалось на базе полуразрушенных старых коробок, а проектирование осложнялось завалами кирпичей», – вспоминал архитектор.
Борис Владимирович Антипов (1914—2004 гг.) – почетный гражданин города Орла. Уроженец Петрограда, выпускник архитектурного факультета Ленинградского института коммунального строительства. С 1943-го по 1955 год – главный архитектор Орла, затем получил назначение в Омск. Вернулся в Орел в 1969 году, многие годы был главным архитектором института «Орелгипрогорсельстрой», депутатом горсовета. Его труд был отмечен правительственными наградами: орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, многими медалями, а также званием «Заслуженный строитель РСФСР».
Подготовила Людмила Владимирова (по материалам Орловского краеведческого музея)