На II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете» президент Российской академии образования Ольга Васильева заявила о необходимости усилить подготовку будущих педагогов, вернув программы специалитета в вузы, которые готовят будущих учителей. Сейчас почти 92% студентов-педагогов обучаются по программам бакалавриата, но этого недостаточно для того, чтобы выпускались качественные специалисты для школ. Эксперты в большинстве своем согласны с таким предложением, но призывают сосредоточиться на содержании программ. В рамках мониторинга было изучили 2,6 тыс. образовательных программ для будущих педагогов в 139 вузах, по которым обучаются 202 тыс. студентов. Анализ показал, что на данный момент 92% опрошенных студентов обучаются в бакалавриате, 8% — в магистратуре и только 0,22% — по программам специалитета.
Такое положение дел создает ряд сложностей для будущих педагогов и их работодателей так как, в частности, пропадает указание на конкретную квалификацию. Еще одна проблема — преобладание теоретической части вместо упора на практику.
Министерство просвещения уже сформировало программу «Ядро высшего педагогического образования», в которой прописаны принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и в этой программе опора делается именно на специалитет.
В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил вернуть в вузы подготовку специалистов, синтезируя все лучшее, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий, т.е. вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием, срок обучения которых может составить от четырех до шести лет.
Переход к такому обучению студентов может быт гибким: даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы на разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии и запроса рынка труда.
По мнению эксперта Среднерусского института управления ст. преподавателя Галины Лепешкиной, при переходе от специалитета на бакалавриат отказывались в основном от практик студентов в школах, а чтобы стать учителем, надо получить очень серьезную практическую подготовку. Возврат специалитета вернет должный объем практики и квалификацию «учитель».