20 мая состоялась Ночь музеев. К этой акции в НеГалерее современного искусства в Орле приурочили открытие выставки «Орловский авангард. Абстракционизм» (12+).
Визуализация души
«Орловский авангард» – общее название серии экспозиций, задуманных для того, чтобы познакомить орловцев и гостей города с такими направлениями в искусстве как фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. Каждая из представленных экспозиций не только помогает гостям галереи составить представление о том, что то или иное направление из себя представляет, но и наглядно демонстрирует им, насколько глубоко и ярко их способны реализовать и представить местные знаменитые и только начинающие художники.
Абстракционизм в выставочном пространстве пришел на смену экспрессионизму, и состоявшееся накануне Ночи музеев закрытие выставки было ошеломляющим и нестандартным. Оно стало финальным аккордом, дополняющим в восприятии гостей галереи понимание того, что же такое экспрессионизм на самом деле и из чего он рождается.
Студенты четвертого курса кафедры хореографии ОГИК Злата Руденко, Ирина Павлова и Антон Курбатов через язык тела, в темноте, рассеченной лишь светом небольших фонариков, погрузили зрителей в глубину человеческих эмоций.
– У нас не было репетиций, мы просто посмотрели выставку во вторник, а в пятницу уже сделали эту импровизацию, – рассказывает Ирина. – Между нами не было какойто особой договоренности, мы просто выразили то, что чувствуем и как чувствуем.
Несмотря на то, что каждый из троих танцоров двигался самостоятельно, без оглядки на остальных, перформанс получился целостным и ярким, оставляющим сильное впечатление.
– Каждый из нас выразил свои эмоции по поводу выставки, – делится Злата. – Например, картина, на которой изображена толпа. Во мне толпа вызывает смятение и желание спрятаться. Антон продемонстрировал свое желание ей противостоять и не позволить растоптать себя. С одной стороны, само намерение выразить свои эмоции может показаться простым, но на деле нам всем пришлось заглянуть глубоко в себя, чтобы сделать это.
Антон, Злата и Ирина показали человеческие чувства объемными, подчас слишком резкими или нескладными, но от этого только более гармоничными.
– Соглашусь с тем, что в какой-то мере каждый из нас сыграл человеческую душу, и все это действительно было понастоящему, – отмечает в свою очередь Антон. – Зрители сидели на подоконниках, высоко над нами, и мы не обращали внимания на них. Это был не танец, а маленькая жизнь. И когда музыка закончилась, я испытал растерянность и неловкость, которую испытывает каждый человек, пережив бурю эмоций. Шторм схлынул, и ты думаешь: «А что дальше?». И одновременно понимаешь, что ты уже не такой, как был до него.
Множество образов
НеГалерея задумывалась Ириной Семкиной как проект экспериментальный. С одной стороны, чтобы предоставить орловцам возможность получить принципиально новые впечатления, а с другой – показать ей самой, насколько востребован и интересен подобный формат.
Экскурсии в галерее Ирина проводит лично, и делает это на том уровне профессионализма, который позволяет даже самые сложные и неоднозначные вещи доносить до слушателей простым и понятным языком. При этом она уверена, что только рассказать или показать мало, для гостей нужно создать особую атмосферу, погружающую в тему выставки полностью, помогающую не просто прочувствовать, а совершить настоящее путешествие в предлагаемую реальность.
– Открытие выставки «Орловский авангард. Абстракционизм» было приурочено к Ночи музеев, поэтому и формат мы выбрали соответствующий: темнота, фонарики, зрители, экспонаты вдоль стен… И «живые скульптуры», попадание света на которые запускает иммерсивный театр, – говорит она. – Киберпанк группа «Нейролеф» специально для НеГалереи, опираясь на постмодернисткие эксперименты с искусственным интеллектом, поставила нейросетевой поэтический спектакль.
Впрочем, абстракционизм, представленный в выставочном зале НеГалереи, и при свете дня производит на зрителя неизгладимое впечатление.
Экспозиция составлена так, чтобы само направление было представлено во всем многообразии цветов и форм, и при этом складывалось целостное впечатление о том, как и во имя чего оно формировалось и развивалось в свое время.
– Мы представили работы, в которые художники заложили определенные ассоциации и смысл, и рядом с ними – работы, главное в которых состояние, в котором их создавали авторы, – рассказывает Ирина. – Абстракционизм особенно прекрасен тем, что каждый зритель может увидеть нечто в том или ином произведении, хотя автор при этом не закладывал в него ничего конкретного. Либо пытался выразить эмоцию, которую не мог определить словами сам, и сделал это так, что зритель может додумать целую историю. И каждый в своей версии будет прав.
Абстракционизм, представленный сегодня зрителю в НеГалерее, во многом способен послужить наглядным примером внутренней свободы человека, его восприятия. Того, что самые обыденные и приземленные вещи могут содержать в себе глубокий символизм, а сама способность смотреть на мир, события и вещи смелее и шире – есть ключ к совершенно иному уровню восприятия и впечатлениям, после которых переживший их уже никогда не будет прежним.
Анастасия Извекова