7 июня отметила свой юбилей актриса Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, ведущий мастер сцены Ольга Тищенко.
Творческий расцвет
Ольге Тищенко исполнилось 50. Наблюдая за ней на сцене и в жизни, общаясь с ней, поверить в это понастоящему трудно.
– Разумеется, как и всякий человек с годами, как и всякая женщина, я отмечаю, как меняется мое тело, как трансформируется мой внутренний мир, и нахожу это крайне интересным, говорит она. – Я, конечно же, размышляла о том, что такое для меня мои 50 лет, и пришла к выводу, что это замечательное время. С одной стороны, достаточно богатый жизненный опыт уже приобретен. Пережиты настоящие потери, испытаны самые светлые и глубокие чувства, сыграны яркие роли, и всего этого, – и радостей, и ролей, и драм, ведь жизнь так разнообразна – впереди еще великое множество. В юности я услышала от одного опытного и талантливого актера, что актриса – одна из самых удивительных профессий для женщины, потому что она позволяет нам в любом возрасте оставаться юными – легкими, эмоциональными, удивительными, чуткими и верящими в лучшее. Сегодня я согласна с этим полностью. Я даже сказала бы, что для меня нет возраста, но есть естественный жизненный процесс, процесс творческий, и процесс этот всегда был и остается для меня бесконечно увлекательным.
Полсотни жизней
В «Русском стиле» Ольга Тищенко служит с 1994 года, с момента основания театра. На его сцене она создала множество образов, прожила более полусотни жизней.
– Каждая роль – это история, которую актер в полной мере проживает от начала и до конца. Это невероятный опыт, – делится она. – Разумеется, для меня есть особенные роли, ролимаяки. Это Даша в «Ревности» (16+), Садаякко в «Дневнике гейши» (16+), Женщина в «Идеальной жертве» (16+), Хвеська в «Панночке» (16+). В нашем театре спектакли идут на сцене годами, и конечно же, даже один и тот же спектакль каждый раз разный, невозможно даже два раза сыграть одинаково. А что говорить о спектаклях, которые не сходят со сцены долгие годы, иногда не один десяток лет… Наши персонажи растут и изменяются вместе с нами, актерами, наполняются нашим опытом, в чувствах и выразительных средствах появляются новые оттенки и полутона. Бывает так, что, даже отыграв премьеру, актер понимает, что роль еще недоработана, что в нее можно вложить чтото еще, и работа над ролью продолжается. А точнее сказать – она никогда не прекращается. Со временем я пришла к выводу, что работа эта, как самосовершенствование любого человека, бесконечна.
На своем месте
В свое время в Орел Ольга Тищенко попала в какойто мере случайно.
– Мы с подругой поехали поступать в Москву, но не поступили, – вспоминает она. – Моя знакомая, которая позже стала моим педагогом, пригласила нас в Орел. Я поступила на курс к Валерию Симоненко. Думала, что проучусь год, после снова попытаю счастья в столице, но прошло совсем немного времени, и я поняла, что не поеду ни за что и никуда.
С Валерием Ивановичем Ольга работает уже более трех десятилетий: сначала как его студентка, после – как актриса в театре, который вместе с ним создавала с нуля.
– Каждому актеру хочется попробовать себя в новом амплуа, сыграть то, что им сыграно до сих пор не было, – продолжает Ольга Тищенко. – Чем меня в самом начале поразил Валерий Иванович, так это способностью видеть актера, предлагать ему роли, каждая из которых особенная. Я искренне считаю, что мне повезло работать с таким мастером, и под руководством Валерия Ивановича я подразумеваю не только его режиссерский и актерский талант. У него я многому научилась именно в плане человеческом. Например, он потрясающе умеет держать личные границы. С одной стороны, я знаю, каким жестким и требовательным в работе он умеет быть, с другой же, – он делает это так, затрагивает такие струны души, чтобы это шло человеку во благо, способствовало профессиональному развитию актера, его раскрытию. Оглядываясь назад, я думаю о том, как мне повезло быть частью моего театра. Я такая же его часть, как и он, театр – неотъемлемая часть меня самой.
Пространство «Русского стиля» небольшое, но попадая в него, сторонний человек рано или поздно отмечает одну особенность: на этой небольшой территории даже в отчаянной суете служителям театра удается не сталкиваться между собой. Весь «Русский стиль» похож на идеальный, великолепно налаженный и безукоризненно четко функционирующий механизм.
– Это действительно так, – соглашается Ольга Тищенко. – Валерий Иванович с самого начала учил нас не путать работу и дом, видеть разницу между коллегами и семьей. И вместе с тем за без малого тридцать лет я убедилась, что люди ленивые, капризные, склонные к интригам, если и приходят в театр, то здесь не приживаются. Нет, никто никого не выгоняет и не ставит палки в колеса. Они просто исчезают сами, потому что подобные вещи здесь недопустимы и по определению не могут быть поддержаны.
Просто счастливая женщина
Как в профессиональной, так и в личной жизни Ольга Тищенко считает себя счастливой.
– Сказать: «Я счастлива» – огромная радость для любого человека, и я не перестаю благодарить жизнь за то, что могу это сделать, – делится она. – У меня есть не просто интересная или любимая работа. В «Русском стиле» я с самого начала, многое здесь делалось в буквальном смысле нашими руками. И я ужасно рада тому, что причастна к его созданию, что он, как ребенок, родился и вырос на моих глазах. А еще у меня есть семья – моя замечательная дочь и муж, который меня любит и безоговорочно мне подходит, он мой человек. Вместе мы – отличная команда! Я чувствую себя счастливой, когда ухожу на работу и когда возвращаюсь домой. Именно такого состояния я желаю всем людям без исключения.
Анастасия ИЗВЕКОВА